?

Log in

No account? Create an account

Иной миф о Прометее у Протагора

« previous entry | next entry »
Nov. 5th, 2016 | 05:24 pm



Платон в работе «Протагор», в которой Сократ дискутирует с этим философом, известным своей фразой «Человек, есть мера всех вещей» по вопросу о гражданстве и «искусстве государственного управления» даёт весьма подробный вариант мифа о Прометее. Он вкладывает его в уста самого Протагора.

Его вариант мифа выглядит следующим образом:

  • Когда боги создавали людей Зевс повелел Прометею с братом Эпиметеем распределить способности всем смертным существам.

  • Эпиметей берёт эту задачу на себя и раздаёт способности всем, кроме человека. «человек же наг и не обут, без ложа и без оружия».

  • Тогда, чтобы «помочь человеку, крадет Прометей премудрое искусство Гефеста и Афины вместе с огнем». При этом «Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины – ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия», за что его и приковал Зевс к скале.

  • Однако, самое главное — умение людей жить вместе, осталось у Зевса. «Так люди овладели уменьем поддерживать свое существование, но им еще не хватало уменья жить обществом – этим владел Зевс, – а войти в обитель Зевса, в его верхний град, Прометею было нельзя, да и страшна была стража Зевса.»

  • Так как люди были не в состоянии жить сообща и враждовали друг с другом, то Зевс, испугавшись, что люди вымрут, послал им через Гермеса «стыд и право, чтобы они служили украшением городов и дружественной связью».

Необходимо оговорить, что в разных переводах фигурируют разные свойства, которые послал людям Зевс. В переводе Владимира Соловьёва это «стыд и правда»,  в английском переводе, автора B. Jowett это «reverence and justice» (благоговение и справедливость, правосудие). Для полноценного понимания необходимо обратиться к оригиналу. Эти слова на древнегреческом выглядят так: «αἰδω̃ τε καὶ δίκην» и наиболее близко можно перевести как «чувство стыда» и «право». При этом право – как вселенский закон, данный богами.

То есть мы видим, что Прометей, по мнению Протагора, дал людям лишь уменье обращаться с огнём и различные ремёсла. А Зевс при этом оставил себе самое главное – возможность людей объединяться в единое общество и лишь после того, как понял, что в таком состоянии люди уничтожат друг друга дал внешние ограничители в виде стыда и права.

В предыдущих статьях «Коммунизм и марксизм» уже рассматривалось описание мифа о Прометее Лафаргом. Я напомню основную его идею. Он считает, что древнее человечество верило в загробную жизнь каждого человека. Для того, чтобы человек мог попасть в загробный мир, использовалось таинство общинного очага. Каждая новая семья, уходя со своей родины, забирала с собой этот огонь и тем самым получала право на загробную жизнь. С приходом частной собственности, породившей социальный раскол на бедных и богатых, часть людей потеряло право на душу и право на загробный мир. Оно осталось лишь у богатых. Исходя из этого Лафарг так описывает миф о Прометее:

«Огонь, похищенный Прометеем из «источника огня», не является обычным огнем, который известен смертным, но [является] частью того священного огня, который Зевс отказался передать «смертным» и без которого нельзя было зажигать семейного очага.



Прометей не олицетворяет изобретения огня. Но эпизоды из его мифа, сообщенные Гесиодом и Эсхилом, являются воспоминанием о борьбе, раздиравшей племена доисторической Эллады в эпоху смены матриархальной семьи патриархальной; они являются также воспоминаниями о событиях, разбивших патриархальную семью и подготовивших возникновение буржуазной семьи, состоящей из одного хозяйства, семьи, существующей поныне».


Таким образом, Лафарг противоречит Протагору. Он говорит ровно обратное. Прометей как раз таки и забрал у Зевса то уменье жить обществом, которое Зевс оставил у себя в версии мифа Протагора. Кто из них не прав? Не думаю, что Лафарг, как один из «...самых талантливых и глубоких распространителей марксизма...» по мнению Ленина, не читал известного диалога Платона. То же можно сказать и о Протагоре. Заметим, что именно такую трактовку мифа использует в своём исследовании Гегель в 4 томе «Эстетики».

Приведём ещё один кусочек паззла для понимания общей картины. Это аналогия между Капиталом и Зевсом, предложенная в книгах «Прометей» Галиной Серебряковой. Согласно ей «Зевс — это Капитал, сын, который его свергнет, — пролетариат. Тайна пролетариата, который свергнет Капитал, известна только Марксу, и поэтому он — Прометей». Кстати, подобная аналогия присуща далеко не только Галине Серебряковой и Сергею Кургиняну. Вот, например, цитата из произведения Вильгельма Шульца «Движение производства». Шульц – это Радикально-демократический публицист 18-19 веков. Ярый сторонник Великой французской революции.

«Чтобы народ развивался свободнее в духовном отношении, он не должен быть больше рабом своих физических потребностей, крепостным своего тела. Ему необходимо, следовательно, иметь прежде всего досуг для духовной деятельности и духовных наслаждений. Прогресс в деле организации труда дает возможность выкроить для этого время. Ведь в наши дни, при новых двигателях и усовершенствованных машинах, один рабочий хлопчатобумажной фабрики нередко выполняет работу, для которой раньше требовалось 100 и даже 250-350 рабочих. Аналогичные результаты имеются во всех отраслях производства, потому что к участию в человеческом труде все в большей и большей мере привлекаются внешние силы природы. Если затрата времени и человеческой силы, необходимая для удовлетворения некоторого количества материальных потребностей, уменьшилась вдвое, то одновременно с этим, без ущерба для физического благосостояния, в той же мере увеличился досуг для духовной деятельности и духовного наслаждения. Но и в отношении распределения добычи, отвоевываемой нами у старого Кроноса даже в его собственнейшей области, по-прежнему все зависит от слепого несправедливого случая. Во Франции вычислили, что при нынешнем состоянии производства для удовлетворения всех материальных запросов общества было бы достаточно, чтобы каждый работоспособный человек работал в среднем пять часов в день... Несмотря на экономию времени, достигаемую совершенствованием машин, продолжительность рабского труда па фабриках для многочисленного населения лишь возросла».

Напомню, что Кроноса убил Зевс. Значит Вильгельм Шульц в этой работе совершенно явно адресует к тому, что буржуазия (или Капитал) – это новый Зевс, победивший Феодализм и Монархию Кроноса.

Завершая сборку общей картины, необходимо ещё два слова сказать о Протагоре. Это тот самый философ-софист, от которого пошёл сенсуализм, вылившийся в локковское представление человека как «tabula rasa» (чистый лист), то есть глубоко антигуманистическое представление. Ведь если человек - это чистый лист, который формируется полностью под действием внешних обстоятельств, значит его жизнь предопределена, значит он не может выйти за собственные пределы. Человек – чистый лист? Тогда из него можно и слепить всё что угодно, достаточно лишь создать нужные внешние обстоятельства. Подробнее этот философский спор, проходящий через века рассмотрен в работе Сергея Кургиняна «Мост через пропасть».

Итак, соберём всё вместе. По моему убеждению, на примере мифа о Прометее мы видим проявления двух противоположных традиций.
Подставим в версии мифа, предложенного Протагором на место Зевса Капитал. И мы увидим, интересную картину. Капитал забрав у людей возможность объединяться дал им чувство стыда (или благоговения) и право, которые держат его в рамках для того, чтобы он не уничтожил сам себя. Человек, таким образом, объединяется только посредством закона и стыда, то есть он объединён внешними рамками, которые не позволяют ему проявлять его, якобы, истинную звериную природу и грызться друг с другом. По своей глубинной сути, ввиду того, что Зевс так и не дал человеку способность жить обществом, человек – человеку волк. А это же главный лозунг Капитализма. И не удивительно, что говорит об этом именно Протагор. Ведь традиция, порождённая им выходит к современной теории стремления любого человека к гомеостазу и снятию напряжённостей, перепеваемой на все лады сторонниками всеобъемлющей конкуренции, а следовательно сторонниками Капитализма.

Таким образом, даже такой известный и древний миф как миф о Прометее явно трактуется совершенно противоположными способами: гуманистической и антигуманистической.

Link | Leave a comment | Share

Comments {9}

viktorius77

(no subject)

from: viktorius77
date: Nov. 5th, 2016 03:06 pm (UTC)
Link

Вобще то по легенде Прометей и создал человека,и научил его всему.Но Зевс запретил давать людям огонь.
Считаю что под огнём подразумевался не обычный огонь,которого навалом кругом,молния там шарахнула иль от искор разгорелся .
А огонь как бессмертие.Ибо он знак смерти.Прометей сделал людей бессмертными за что и был наказан.Ибо Зевс испугался что люди став бессмертными перестанут почитать его и других богов.И выйдут из под его контроля.И вновь сделал их смертными.
А то что насочинял Платон это скорей романтическая история.Он любил подобное сочинять.Искажая первоисточники.

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Nov. 6th, 2016 08:56 am (UTC)
Link

На кого вы ссылаетесь в этом варианте мифа? Я ни разу не слышал, чтобы Прометей принёс людям бессмертие. Голосовкер, основываясь на доантичных сказаниях утверждает в своей работе, что Асклепий хотел дать людям бессмертие, но, как мы видим, так и не дал.

Reply | Parent | Thread

viktorius77

(no subject)

from: viktorius77
date: Nov. 6th, 2016 01:40 pm (UTC)
Link

Как говорил Холмс научитесь мыслить логически.Огня в мире и так хватает.Молнии там всякие.Ясно ж что не простой огонь он им принёс.А огонь это символ смерти,но все и так смертны значит единственно что он им мог дать так это бессмертие.
Можете вы хоть своим умом думать ,без ссылок на кого либо??Иль так и будете чужими мыслями жить до старости??

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Nov. 6th, 2016 09:03 pm (UTC)
Link

"огонь это символ смерти"?! Это оочень спорное утверждение. Тьма или луна - это символы смерти. Чёрное солнце... Затмение. Но уж никак не огонь, который развеивает тьму, который согревает и даёт пищу. "Пламенное сердце" - это сердце смерти? "Пламенная любовь"?

Трактовка Лафарга, приведённая в статье куда более логична, чем ваша. Да и у Протагора тоже логичнее.

Reply | Parent | Thread

viktorius77

(no subject)

from: viktorius77
date: Nov. 7th, 2016 09:46 am (UTC)
Link

Ну что вы опять не своим мозгом живёте.Огонь всегда был символом смерти,сжигание усопших было распространено почти у всех народов.А вы какой то очаг.Примитивно мыслите .Вы не девушка?А то у вас логика отсутствует.Пламенная это значит горячая-объясняю для девушкообразных.Суньте руку в огонь и узнаете чего он символизирует.Сразу все ваши Протагоры забудете.Огонь это смерть.Адский огонь.Огонь страсти сжигает-убивая.Жар у больного это признак смерти.А вы какое то солнце и тьма.Мистики чтоль начитались.???

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Nov. 7th, 2016 04:54 pm (UTC)
Link

Данко вырвав огненное сердце из груди тоже смерть или бессмертие людям принёс?

Ваша наглая и бескультурная манера дискуссии напоминает худших из софистов, у которых цель - риторика, а не поиск истины. По-современному это называется - "троллинг". Правда весьма толстый.

На сём раскланиваюсь. Доброго пути.

Reply | Parent | Thread

viktorius77

(no subject)

from: viktorius77
date: Nov. 8th, 2016 05:58 am (UTC)
Link

Кто ищет истину тот общается а не цитаты приводит .На том и раскланиваюсь.С сборником цитат не общаюсь.

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Иной миф о Прометее у Протагора

from: livejournal
date: Nov. 5th, 2016 06:00 pm (UTC)
Link

Пользователь vihrbudushego сослался на вашу запись в своей записи «Иной миф о Прометее у Протагора» в контексте: [...] Оригинал взят у в Иной миф о Прометее у Протагора [...]

Reply | Thread

LiveJournal

Иной миф о Прометее у Протагора

from: livejournal
date: Nov. 6th, 2016 08:30 am (UTC)
Link

Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Иной миф о Прометее у Протагора» в контексте: [...] Оригинал взят у в Иной миф о Прометее у Протагора [...]

Reply | Thread