?

Log in

No account? Create an account

Стена смеха

« previous entry | next entry »
Apr. 26th, 2015 | 10:48 pm




«Я всегда радовался, когда вызывал смех у людей. Кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства»
Юрий Никулин

Сегодня при общении со сверстниками всё чаще обращаю внимание на разрушительную силу смеха. Его разрушительность направлена на всё серьёзное в разговоре. Вроде бы смех - это очень хорошо: продлевает жизнь... Но он занимает всё большую часть общения. Разговоры практически полностью состоят из различных шуток, смешных историй, попыток сострить, постебаться, подколоть и так далее. Внести в это какой-то элемент серьёзности довольно трудно. А ведь хочется говорить о чём-то глубоком. На действительно важные темы, мировоззренческие, философские, личные, политические в конце концов. Но всё это как-будто пожирает вирус смеха.



Очень хорошо эту проблему описал ещё век назад Александр Блок. Его текст "Ирония", написанный в 1908 году, создаёт впечатление, что "бес Иронии" для Блока является чем-то похуже атомной бомбы. Вот отрывок из этого текста:

«Я знаю людей, которые готовы задохнуться от смеха, сообщая, что умирает их мать, что они погибают с голоду, что изменила невеста. Человек хохочет, - и не знаешь, выпьет он сейчас, расставшись со мною, уксусной эссенции, увижу ли его еще раз? И мне самому смешно, что этот самый человек, терзаемый смехом, повествующий о том, что он всеми унижен и всеми оставлен, - как бы отсутствует; будто не с ним я говорю, будто и нет этого человека, только хохочет передо мною его рот. Я хочу потрясти его за плечи, схватить за руки, закричать, чтобы он перестал смеяться над тем, что ему дороже жизни, - и не могу. Самого меня ломает бес смеха; и меня самого уже нет. Нас обоих нет. Каждый из нас - только смех, оба мы - только нагло хохочущие рты.»

Это действительно звучит очень сильно.Откуда это берётся и почему этот бесконечный смех не "заражает добротой", не создаёт какую-то особую атмосферу, о которой говорит Юрий Никулин?


В своей статье "Юмор" Фрейд писал :
«Грандиозное [в юморе] явно состоит в торжестве нарциссизма, в котором победоносно утвердилась неприкосновенность личности. Я отказывается нести урон под влиянием реальности, принуждающей к страданию, при этом оно настаивает, что потрясения внешнего мира не в состоянии затронуть его, более того, демонстрирует, что они — всего лишь повод получить удовольствие»

Это действует как своего рода стена, которой человек отгораживается от мира, чтобы тот не действовал на него разрушительно. Фрейд иллюстрирует этот процесс анекдотом:

преступник, ведомый в понедельник на виселицу, заявляет: “Ну, вроде эта неделя начинается хорошо”...

Это пример лабораторный. Здесь всё ясно. Человеку есть от чего защищать свою психику. Но от чего отгораживается современный обыкновенный представитель среднего класса? У меня много знакомых, которые вроде бы и хорошо обеспечены и нашли свою любовь. Жизнь удалась. Но почему потребность этой стены остаётся? Может быть внутренний мир настолько хрупок, что любое вторжение в него из вне может его повредить?

Внутренний мир может быть хрупок только при отсутствии каких-либо предельных оснований, на которых строится представление о мире. Ведь чем глубже корнями в бытие уходит дерево мировоззрения, тем сложнее его сломать. У православного человека подобное дерево уходит корнями в древность этой религии, в подвиги религиозных подвижников, в победы Веры. У коммуниста в мечту о благом устройстве общества, в заслуги СССР, в проработанность идеологии. Тоже самое можно сказать о католиках, буддистах, членах идеологически накалённых орденов, даже о крестьянах и рабочих с их отношением к Труду (кстати, это очень хорошо показано в фильме "Территория").

А современный российский представитель среднего класса, он кто? В какие материи уходит корнями его дерево мировоззрения?

Link | Leave a comment | Share

Comments {18}

Денис Орлов

(no subject)

from: d_orlov
date: Apr. 26th, 2015 07:57 pm (UTC)
Link

человек - единственное существо, которое смеется.

посмотрите книгу Агранович "Хомо амфиболос. Человек двусмысленный"

Reply | Thread

Kmi

Читайте классику

from: kmi9
date: Apr. 26th, 2015 08:29 pm (UTC)
Link

На это указывал ещё Шопенгауэр в своей теории двойного интеллекта. Он полагал, что человек обладает двумя познавательными способностями - умом и разумом. Смех, по его мнению, находится в области разума, т.е. не конкретных чувственных и созерцательных представлений, а абстрактных понятий. Животное не мыслит абстрактно, следовательно и не смеётся.

Reply | Parent | Thread

Денис Орлов

и вам того же

from: d_orlov
date: Apr. 26th, 2015 09:27 pm (UTC)
Link

человека от животного по способности смеятся отличал еще Аристотель

Reply | Parent | Thread

Kmi

Re: и вам того же

from: kmi9
date: Apr. 27th, 2015 07:56 am (UTC)
Link

Вот я лучше Аристотеля почитаю ;)

Reply | Parent | Thread

olom1980

(no subject)

from: olom1980
date: Apr. 26th, 2015 09:06 pm (UTC)
Link

материальная выгода во всем. Может так?

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Apr. 27th, 2015 02:30 pm (UTC)
Link

Возможно. И некоторых это греет. И по ним видно. Но, правда, на мой взгляд, ведёт это к большому несчастью.

Reply | Parent | Thread

olom1980

(no subject)

from: olom1980
date: Apr. 27th, 2015 03:11 pm (UTC)
Link

согласен

Reply | Parent | Thread

Mikhael  Katz

(no subject)

from: mikhaelkatz
date: Apr. 26th, 2015 09:41 pm (UTC)
Link

— Всё шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот. (с) Тот самый Мюнхаузен

Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны.
Умное лицо - это еще не признак ума, господа.
Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь. (с) Он же

Reply | Thread

ru_ghost3d

(no subject)

from: ru_ghost3d
date: Apr. 27th, 2015 07:21 am (UTC)
Link

а кроме улыбок и смеха что-нибудь делать можно? Ну, хоть что-нибудь?

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Apr. 27th, 2015 02:30 pm (UTC)
Link

Спасибо за интересные цитаты.

Reply | Parent | Thread

ru_ghost3d

(no subject)

from: ru_ghost3d
date: Apr. 27th, 2015 07:20 am (UTC)
Link

если смех, это защитная реакция, мы получаем людей, которые защищены со всех сторон. Такой... пузырь из смеха, под которым, и над которым ничего нет. Даже если внутри что-то есть, нет ничего, что подвигнет его выйти наружу. Нужна любовь.

Reply | Thread

Kmi

Нужна любовь

from: kmi9
date: Apr. 27th, 2015 02:31 pm (UTC)
Link

Да. Согласен.

Reply | Parent | Thread

delfina_online

(no subject)

from: delfina_online
date: May. 1st, 2015 08:32 pm (UTC)
Link

я согласна, что смех - "своего рода стена, которой человек отгораживается от мира, чтобы тот не действовал на него разрушительно", смех несет защитную функцию; еще смех - это маска, за которой человек может спрятаться... и сделать вид, что все в порядке и жизнь удалась; ведь часто то, как человек выглядит со стороны (насколько он успешен), и как он чувствует и ощущает себя на самом деле - совершенно разные вещи... мне кажется, не бывает "обыкновенных" представителей среднего класса, как не бывает "обыкновенных" людей - каждый человек индивидуальность, психика у всех устроена по-разному.

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: May. 6th, 2015 10:05 am (UTC)
Link

Да, психика, конечно, у всех очень разная. Но для понимания общественных процессов необходимо пренебрегать некоторыми различиями и стараться выделять какие-то общие черты.

Reply | Parent | Thread

anton_i_masha

(no subject)

from: anton_i_masha
date: Jun. 15th, 2015 01:16 pm (UTC)
Link

Да хорошо, если шутки смешные, а, если идиотизм, что чаще всего!

Reply | Thread

Ирина

Проблема...

from: upuna_n
date: Mar. 11th, 2016 05:02 pm (UTC)
Link

СПАСИБО!
Я думала, что ошиблась, а обсудить не догадалась...

Reply | Thread

Kmi

Re: Проблема...

from: kmi9
date: Mar. 11th, 2016 08:21 pm (UTC)
Link

К чему вы это? Не понял...

Reply | Parent | Thread

Ирина

Re: Проблема...

from: upuna_n
date: Mar. 12th, 2016 05:12 am (UTC)
Link

К широчайшему распространению цинизма, который у людей, знакомых с достижениями культуры и цивилизации окружающие нередко принимают за юмор.
Я люблю и глубоко уважаю Фрейда, но с юмором у него было слабовато. Под именем юмора он дал описание цинизма, а "юмор" преступника - это мужество, каковым часто и является юмор - "спасительный круг на волнах жизни"...

Reply | Parent | Thread