?

Log in

No account? Create an account

Смех продлевает жизнь?

« previous entry | next entry »
Jul. 26th, 2015 | 07:17 pm



В 90е годы была довольно распространена фраза "Смех продлевает жизнь". Да и сейчас она всем хорошо известна. Из неё следует, что смеяться всегда хорошо. Минута смеха продлевает жизнь толи на 10 минут, толи на час. В общем, получается, что жить смеясь можно вечно и даже останется время заниматься чем-то ещё.

Конечно, если это и правда то не вся. Далеко не любой смех продлевает жизнь. Иногда, после долгого смеха чувствуешь себя как будто опустошённым, иногда уставшим, иногда даже начинает болеть голова. Не думаю, что такой смех продлевает жизнь. А некоторый смех может и вообще сильно жизнь подпортить или укоротить, как это произошло с авторами журнала Шарли Эбдо, которые смеялись над исламскими ценностями.

Так откуда же пошло это мнение, что смех обязательно продлевает жизнь?

Михаил БахтинОдним из самых пламенных апологетов смеха как такового является конечно Михаил Бахтин. Его книга о Рабле, воспевающая смех и смеховую культуру только в положительном ключе, в советское время произвела настоящий фурор. В 60-70е годы не было, наверное, ни одного гуманитария, который бы не прочитал эту книгу.

Бахтин, рассматривая творчество Франсуа Рабле настаивает на том, что в нём отражена утерянная древняя народная смеховая культура. Её основой было противостояние благого карнавального народного мира мрачной серьёзной официальной государственной культуре средневековья.

Естественно, такая постановка вопроса стала необычайно лакомой для диссидентской прослойки Советского союза, уверенной в том, что живет при тоталитарно-кровавом режиме. И является носителями "второго мира и второй жизни", в котором по мнению Бахтина состояла подлинная жизнь народа в Средневековье.

А так как во время перестройки именно диссидентам был предоставлен полный карт-бланш на осуждение Советского Союза в СМИ и формирование общественного мнения, то и наработанные идеи о подлинности этого второго мира и об исключительно позитивной ценности смеха, как средства достижения свободы без насилия, естественно были брошены в массы.

Тем не менее как уже было выше отмечено никакой исключительной позитивности у смеха нет. Для доказательства этого обратимся к работе Сергея Аверинцева "Бахтин, смех, христианская культура".

Сергей АверинцевАверинцев задаваясь вопросом "в чём правда старой традиции, согласно которой Христос никогда не смеялся?", очень верно подмечает, что смех является лишь переходным состоянием. Переходным "от некоторой несвободы к некоторой свободе". Но это не значит, что смех является обязательно благом. Освобождаться можно как от тирана, от страха, от унижения, так и от стыда, сочувствия, совести, чести и так далее. И каждый из нас, вероятно, может привести пример того как за шуткой скрывают подлые намерения или трусость.

В том числе смех может быть орудием авторитаризма. Сергей Аверинцев точно подмечает, что "смехом можно заткнуть рот как кляпом. Вновь и вновь создаётся иллюзия, что нерешённый вопрос давно разрешён в нужную сторону, а кто этого ещё не понял, отсталый растяпа".

О том же свойстве смеха указывает и доктор философских наук, специалист по смеху Мария Рюмина в книге "Эстетика смеха". Рассматривая исторические корни насмешливого смеха она ссылается на древние ритуалы, в которых человек смеялся, отгоняя злых духов:

"Поднять на смех" - с тех пор [когда смех как оберег был губителен для злых сил] значит уничтожить, пусть не физически, морально, только авторитет врага, но потеря авториета, доброго имени зачастую гораздо хуже, чем физическая смерть. Так смех стал оружием.

Таким образом смех является лишь стихией, которая будучи разбуженной может вынести человека в любом направлении. Может помочь освободиться, может придать чувство уверенности, уменьшить боль. Но она же может убить дорогие чувства, переживания, разрушить священные смыслы. Может стать причиной вражды с другим человеком.

Поэтому необходимо избавиться от стереотипов по отношению к смеху и всегда следить за тем, чтобы не перейти в веселье грань дозволенного.


Link | Leave a comment | Share

Comments {15}

qkempek

(no subject)

from: qkempek
date: Jul. 26th, 2015 04:34 pm (UTC)
Link

Конечно продлевает)

Reply | Thread

Kmi

Действительно

from: kmi9
date: Jul. 26th, 2015 07:19 pm (UTC)
Link

Похоже статью вы не читали :)

Reply | Parent | Thread

Аленка

(no subject)

from: vivanna
date: Jul. 26th, 2015 10:10 pm (UTC)
Link

Да, Христу было не до смеха, правда, мы не знаем, как он провел время, будучи плотником в послушании у своего названного отца.
Считается, что мантийным монахам нельзя смеяться, нельзя зубы даже показывать.
Но они были молодыми и смеялись с нами, их друзьями из реала, вместе. Ничего особенного, мы все просто давно не виделись и шутили.
Опять же, была у старца на послушании и он сам любил пошутить и нас поощрял в этом. Старец! Афонский! Значит, Бог не против такого нашего поведения. "Легкий дух" - говорил старец про таких людей улыбчивых и смешливых.
И наоборот про излишне серьезных, что "дух тяжелый". Во всем нужна мера и все должно быть искренним, от сердца))
Главное же еще в гордыню не впасть. Мантийным монахам тоже. Пусть лучше улыбаются:)

Edited at 2015-07-26 10:11 pm (UTC)

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jul. 27th, 2015 01:39 pm (UTC)
Link

У христиан вообще отношение к смеху сложное. В основном оно характеризуется словами Климента Александрийского: "Глупый в смехе возносит глас свой (поднимает громкий смех): разумный едва тихо осклабится".

Конечно же были и сдвиги в разные стороны. Взять хотя бы францисканского монаха Рабле с его телемским аббатством, в котором лозунгом является "делай, что желаешь".

Но в противоположность улыбке, смех всё же воспринимается в христианстве отрицательно.

Reply | Parent | Thread

Аленка

(no subject)

from: vivanna
date: Jul. 27th, 2015 01:56 pm (UTC)
Link

Это, наверное, о монахах старых времен говорилось:))
Сейчас ведь и "монахи не те", как говорят афонцы! Так, что говорить тогда о нас, мирских!:)
Все же нужно ко всему с разумом подходить, просто излишне не смехотворствовать. Не смеяться уже без ума, впадая в исступление.
"Делай, что желаешь" - эдак мы можем натворить многое!!:)) Пусть бы добавил, что, "соблюдая Божьи заповеди"!)

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jul. 28th, 2015 08:45 am (UTC)
Link

Вообще громкий смех - испокон веков был признаком их бескультурности далеко не только в религиозных кругах. ;)

Reply | Parent | Thread

Аленка

(no subject)

from: vivanna
date: Jul. 28th, 2015 06:37 pm (UTC)
Link

Ну, если смеются дети громко или молодежь, то это им свойственно, такое веселие, ничего ужасного в этом нет:)
И важно не перебарщивать в своем стремлении быть монахом в миру, легко после полететь в бездну!
Я видела и очень-очень достойных монахов, которые после впали в длительное искушение:(( Очень все шатко, лучше быть хорошим мирским человеком, особенно, когда не получено благословение на монашество. Каждому - свое.
Не нужно излишне занудствовать, можно быть только строже к себе самому, но втайне. И тут тоже есть опасность после пасть ниже некуда...:(
Бесы реальны и они слишком хорошо нас изучили, чтобы знать и пользоваться всеми нашими слабостями:-\

Reply | Parent | Thread

Mikhael  Katz

(no subject)

from: mikhaelkatz
date: Jul. 27th, 2015 04:52 am (UTC)
Link

шо, таки совсем нельзя смеяться, иначе пробудится диавол?

ой вэй....

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jul. 27th, 2015 01:34 pm (UTC)
Link

Какая у вас интересная манера дискуссии. Уж очень бессмысленная.

Reply | Parent | Thread

Mikhael  Katz

(no subject)

from: mikhaelkatz
date: Jul. 28th, 2015 05:41 am (UTC)
Link

бессмысленно мазать всё одной краской

например, вот это вполне себе наступательный смех, который мало кому продлевает жизнь, и находится примерно в той же категории, что и карикатуры Шарли Эбдо - это смех в качестве оружия:

Reply | Parent | Thread

Kmi

Никакой исключительной позитивности у смеха нет

from: kmi9
date: Jul. 28th, 2015 08:33 am (UTC)
Link

Видимо что-то я неправильно написал. Потому что одной краской я не хотел мазать. Да и вроде в прямом виде нигде этого и не сделал. Одной краской мажет скорее в своей книге Михаил Бахтин, для которого материальный низ и народный смех является определённо благом, о чём пишут и Аверинцев и Рюмина. Вот ещё абсолютно однозначная цитата не предполагающая каких-бы то ни было средних коннотаций:

«В противоположность смеху средневековья серьезность была изнутри проникнута элементами страха, слабости, смирения, резиньяции, лжи, лицемерия или, против,— элементами насилия, устрашения, угроз, запретов. В устах власти серьезность устрашала, требовала и запрещала; в устах же подчиненных — трепетала, смирялась, восхваляла, славословила. Поэтому средневековая серьезность вызывала недоверие у народа. Это был официальный тон, к которому и относились как ко всему официальному. Серьезность угнетала, пугала, сковывала; она лгала и лицемерила; она была скупой и постной...» (Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1965. С. 105. В дальнейшем - ТФР).

Да, Аверинцев объясняет это тем, что эпоха такая была. На мой взгляд это нисколько не оправдание.

Я же хочу указать только на то, что в обществе сегодня очень уж устоялась эта однозначно положительная оценка смеха, которая во многих случаях подменяет подлинно-серьёзные разговоры о важных смыслах кривлянием.

Да, ваша картинка является оружием. И, на мой взгляд, необходимо воспринимать её и подобные ей именно как оружие. Ведь оружие не имеет ни положительной, ни отрицательной окраски, а может быть применено как для достижения благих целей, так и наоборот.

Reply | Parent | Thread

spawn999

(no subject)

from: spawn999
date: Aug. 5th, 2015 07:20 am (UTC)
Link

Все должно быть в меру ,от смеха тоже не уйдешь ибо бывает что так захлеснет что не можешь остановиться,типа этого

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Aug. 19th, 2015 07:35 am (UTC)
Link

Спасибо за отзыв. Буду обязательно развивать тему.

Reply | Parent | Thread | Expand