Хибины или как познакомиться с туманом

« previous entry | next entry »
Aug. 12th, 2015 | 04:35 pm

Мы с друзьями часто ходим в походы. То нас на Алтай занесёт, то на Полярный Урал. А этим летом наши ребята вдвоём отправились покорять непредсказуемые Хибины. Поход получился не простой. Но может быть оно и к лучшему, ведь ничто так не вдохновляет и не придает сил, как победа над собой и над дикой природой. Вдохновлённый походной музой Серёга написал отличный отчёт, который я и публикую.

Хибины или как познакомиться с туманом

1. Колеса РЖД. Начало пути 19.07.2015

На Белорусский вокзал мы с Асланом приехали с небольшим запасом по времени. Через металлоискатели спокойно прошли с рюкзаками, в которых были ножи и баллончики с газом для горелки – последнее возможное осложнение пройдено. Тут же Колян передал накидку на рюкзак и защиту для горелки от ветра. Усевшись в поезде, оказалось, что едем с девушкой из Оленегорска, а она в свою очередь уже 4 дня как в поездах катается (!!!). После таких откровений путь в 36 часов нам показался легкой прогулкой. Четвертое место пустовало, и мы втайне надеялись, что таким оно и останется до прибытия в Имандру. Поужинав, легли спать, я честно надеялся отоспаться в пути за все ранние подъемы. В 3-4 часа ночи подсела четвертая попутчица, разрушив мечту с утра спокойно сидеть на нижнем месте. Следующий день прошел под знаменем «Выспаться», за окном мелькали леса, поля, озера, колеса РЖД несли все ближе к заветным Хибинам.

2. Первый шаг навстречу горам 21.07.2015

06.38 сходим с поезда в деревне (с виду очень заброшенная деревня) Имандра, пасмурно, умеренный туман, в зоне видимости из живых только комары и злые комары. В надежде дойти до моста не по железной дороге, зашли в лесок. В итоге получился небольшой крюк с прекрасными видами леса, мха, опять леса, бурной речки и… местного кладбища. Неплохое начало - решили мы и отправились дальше на поиски моста, начавшего казаться нам неуловимым. Но вот мост найден, и от него идет хорошая дорога, поднимаясь вверх, к горам. Вот по дороге мы вышли к небольшому озеру, которые мы назвали Чёрным по цвету камней, находящихся кругом.

Фотка 1 Окрестности Черного озера

Настроение у нас боевое

Фотка 2 Боевой настрой Аслана

Фотка 3 Боевой настрой Серёги

Насладившись видами озера, а заодно и немного отдохнув, завели самый лучший транспорт в горной местности (а это левая нога в дополнении с правой – транспорт примитивный, но самый действенный в таких условиях ) и отправились дальше по дороге. Дорога была проезжей, и в голове мелькнула мысль: зачем кому-то ездить в горы на транспорте и как высоко туда заезжают? Но коварная мысль пронеслась со скоростью света. Через час хода пешком начали задаваться вопросом: почему так долго дорога не поднимается в горы и что это за неотмеченные на карте озера, к которым мы вышли? Изучив карту, сверившись с навигатором, пришли к печальному выводу, что от озера надо было идти не по идеальной дороге, которая вела на юг, а на восток. Пришлось разворачиваться на 180’ и идти обратно 3-4 км к Черному озеру. Вот Черное озеро опять «радует» наш взгляд, оказывается, с дороги в лес сворачивает неприметная тропинка, решено идти по ней – и вот мы уже вскарабкались на возвышенность, такой вид открывался с этой точки на озеро Имандру в это пасмурное и туманное утро:

Фотка 4 Имандра в пасмурное утро

Поднявшись на возвышенность, обнаружили справа ущелье, впереди ущелье, слева был дикий лес. Пересечение двух ущелий носило название Крест и с одной стороны напоминало ленские столбы, было ощущение, что мы в каком-то природном тупике

Фотка 5 Ленские столбы в ущелье Крест

Логичный вопрос: «А не заблудились ли мы?»

Фотка 6 Где мы?

Еще побродив часа 2, через лес мы наконец-то нашли вход в ущелье Аку-аку. Место сказочное, будто попал на тропинку, которая ведёт в заброшенный мир, где есть динозавры. В солнечную погоду, наверное, можно наслаждаться видами весь день.

Фотка 7 Ущелье Аку-Аку

Фотка 8 Турист Серёга в ущелье Аку-Аку

Фотка 9 Турист Аслан в ущелье Аку-Аку

Следуя по ущелью, встретились с двумя «подготовленными» туристками, у которых в наличии были газовая горелка и баллончик. Но вот беда - баллончик не подходил к горелке, на вопрос «как вы их так брали?» был дан четкий ответ: «брали горелку и баллончик корейские!», безжалостный и беспощадный женский туризм. Получив подтверждение, что впереди (для нас позади) есть лес, туристки обрадовались и начали мечтать, какой большой и тёплый костёр они смогут развести. Мы же отправились дальше - к озеру духов. Невероятное озеро с изумрудной водой между скалами гипнотизировало своей красотой

Фотка 10 Озеро духов в ущелье Аку-Аку

Обходили озеро слева по узкой тропинке, настолько узкой, что приходилось держаться за камни, чтобы не познакомиться с нижними камнями неожиданно резко. С южной стороны озера решили пообедать гречкой с тушенкой в консервах, больше такую гречку в поход брать не будем!

Дальше вдоль ручья через не менее красивые места мы направились к ущелью Юмекорр ( ущелье мертвых). Ручеек славно журчал, набираясь силами от других ручьев. По берегам были узловатые карельские березки. Но вот от ручья поворачиваем влево, и начинается набор высоты, березки сменяются кустами и в итоге все переходит на камни, поросшие местами мхом. Из ущелья мертвых даже в плохую погоду открывается хороший вид на озеро Имандру, а впереди туман, словно это духи мертвецов, выползает приветствовать туристов, дерзнувших нарушить тишину

Фотка 11 Юмекорр, вид на Имандру

Фотка 12 Юмекорр, ущелье мертвых

Спустилиись по крутой тропинке в долину Меридионального ручья, успели увидеть последние лучи солнца. Ручей справа нашептывал сделать привал. Отказать ручью мы не смогли, перекусили конфетами, пофоткали окружающую нас флору

Фотка 13 Долина Меридионального ручья

Фотка 14 Ручей из ущелья мертвых

Фотка 15 Фотограф Аслан

Тем временем за нами из ущелья мертвых вывалил туман, если не сказать туманище

Фотка 16 Туманище из ущелья мертвых

Закинув рюкзаки за плечи, отправились подальше от тумана форсировать ручей. Несмотря на то, что ручей был неглубоким, сила потока заставила минут 20 искать место, где можно перейти, не промокнув. После перехода ручья около часа или двух шли вдоль него, наблюдая как из ручья, на глазах появляется горная речка. По пути наткнулись на палаточный городок, в котором насчитывалось от 15 до 20 палаток. На встречу шли жители обнаруженного городка с дровами. Дойдя до реки Гольцовки (да-да, той самой мост через которую мы искали вначале), было решено встать на ночлег. Час пытались развести костёр, достойный двух крутых походников . Но получалась какая-то дымовушка, с изредка пробивающимися из под сырых дров языками пламени. Все вещи, которые намокли в этот день (а в этот день намокли все вещи, которые были на нас), просушить на чудо-костре не удалось, ну да и фиг с ними . Ужин на горелке получился отменным, и мы завалились спать. Уснуть в условиях белой ночи оказалось не таким простым делом как предполагалось изначально, все время ворочаешься и думаешь, что уже день – специфическое состояние, к которому за весь поход привыкнуть не удалось.

3. Скалолазы или Южный Чоргорр 22.07.2015

Сегодня мы планировали встать в 5.30. Проснулись, решили поспать еще минут 20 (всем знакомо это желание? В отпуске можно это позволить ). Через полчаса по палатке забарабанил дождь. Итог – вышли часов в 11. Я оделся в старую добрую мокрую холодную вчерашнюю одежду, сухая все равно промокла бы через полчаса, Аслан поступил также. Особенно понравилось чувство заморозки от мокрых берц, наверное, именно так чувствуют свои ноги физики, наступившие в жидкий азот . Сначала позавтракали мы, потом комары нами, потом сложились и отправились в путь. Впереди нас ждал переход через Гольцовку:

Фотка 17 Бурная Гольцовка

Перейти такую бурлящую реку вброд с рюкзаками по 25 кг дело непростое:

Фотка 18 Бурная Гольцовка

Но чуть ниже по течению оказывается переброшенный бревенчатый настил, который выручает двух туристов.

Дойдя до ручья Часнайок, поднимаемся вверх по течению, начинает моросить дождь, сгущается туман. Навстречу попадает группа из 15 человек, который подтверждают правильность нашего направления к Южному Чоргорру. Достаем трекинговые палки, при подъеме они очень сильно помогают. На высоте, где только камни, мох и ручьи начинается дождик. Время привалов под дождиком сокращается ровно настолько, чтобы размять плечи и ноги. Но вот дождик закончился, мы выходим к каменному полю у подножия перевала. В конце поля на небольшой возвышенности виднеется огромный камень. Поднявшись к камню, устраиваем последний привал перед подъемом. На привале подкрепляемся арахисом, пытаемся поймать сеть, удается поймать даже Билайн, который на протяжении почти всего похода отсутствовал. Мегафон Аслана оказался более выносливым и часто радовал нас своим присутствием. Быстро замерзнув на ветру, направляемся к перевалу. Прямо у подножия находится озеро, справа от него снежник и скопление огромных валунов. Наступив на снежник, обнаруживаем, что можно провалиться глубоко по высоте и глубоко по времени, возможно, что и навсегда . Обойдя снежник, мы начинаем подниматься, подъем оказывается непростым, т.к. камни огромны и на многих участках приходится использовать четыре точки опоры, палки значительно облегчают подъем. Весь подъем напоминает лабиринт, приходится поворачивать то влево, то вправо, т.к. не на каждый камень есть возможность забраться. Во время подъема так напряжены, что даже не замечаем веса рюкзаков. И только поднявшись на перевал, плечи сразу напоминают про рюкзаки. После небольшого привала начинаем спуск. Спуск проходит по крутому снежнику, поэтому спускаемся почти мгновенно:

Фотка 19 Спуск с Южного Чоргорра

Фотка 20 Аслан на снежном спуске Южного Чоргорра

Обернувшись назад, видим, что старый знакомый туман от нас не отстает

Фотка 21 Туман не отстаёт

Спустившись с перевала, мы обнаруживаем еще одно озеро (перевал двух озёр было бы правильнее назвать этот перевал). Стоя у озеро, долго размышлял над тем искупаться или нет

Фотка 22 В раздумьях

Пока мысли сменялись одна другой, начал чувствовать холод, в итоге отправились дальше, не сняв термическую пробу озера. 

Дальше был лес. Часа 2-3 пешего хода по лесной дорожке, минуя множество мелких ручьев и луж. Но вот мы вышли к озеру, около которого изначально планировали встать на ночлег. Но все удобные места уже заняты. Впереди видим пару людей, которые прогулочным шагом без вещей скрываются впереди за поворотом. Вот мы выходим за поворот, и дорога уходит в реку Кунийок, влево и вправо уходят тропинки, людей не видно. Пройдя по тропинкам влево и вправо, не выходим ни на какие большие дорожные объекты, мы возвращаемся к броду.

Брод выглядит спокойным, но явно холодным, расстояние метров 10. Аслан идёт прямо в кроссовках, я снимаю берцы и надеваю резиновые тапки. На ¾ реки чувствительность наших ног стремится к нулю. Но вот река позади, идут активные поиски ночлега. Встаем недалеко от реки на ровном месте. За ужином решаем на следующий день оставить рюкзаки под елкой и идти налегке, но пройти двухдневное расстояние и вернуться на то же место, обойдя гору, тем самым выкроить один день на отдых. Комары настолько активны, многочисленны, сильны и наглы, что доставляют ощутимый дискомфорт. Ужин доедаем в палатках, запиваем всё крепким чаем. Как медовуха приходит в конце лета, так и сон приходит только под утро.

4. Марш-бросок или Туман наносит ответный удар 23.07.2015

Хибины. 1972 год. Прогремел подземный ядерный взрыв. Горы содрогнулись. Нет, это не сон, именно таким путем в свое время хотели открыть доступ к апатитам советские ученые. Но, как обычно, было «хорошо на бумаге, да забыли про овраги»: путей транспортировки минералов не было. Место так и забросили за ненадобностью.

Прежде чем отправиться в поход, прочитал много отзывов, что уровень радиации в норме, всё чисто и все кто был живы-здоровы. Ночевали мы в радиусе трёх километров от эпицентра. На утро, не обнаружив второй головы, третьей руки и зеленого цвета кожи, позавтракали опять-таки в палатке, подальше от северных агрессивных комаров. Как планировали накануне: все ненужные вещи оставили под ёлкой, взяли только воду, аптечку, сухпайки и предметы навигации (карта, компас, навигатор) и отправились в марш-бросок.

Первой контрольной точкой был водопад Красивый, до которого было минут 10 от ночлега

Фотка 23 Водопад Красивый

Фотка 24 Долина реки Кунийок с водопада Красивый

Фотка 25 Водопад Красивый

Отсюда же открывался прекрасный вид на долину реки Кунийок

Фотка 26 Долина реки Кунийок

У водопада к нам подошел местный житель, который приехал из Кировска по грибы. Он поведал нам о том, какими идиотами являлись академики, устроившие подземный ядерный взрыв, какой неурожайный год на грибы, и что этим летом часто можно встретить медведей, некоторые даже заходили на дачные участки. Обсудив природу, опасность медведей, распрощались с собеседником, пошли вдоль реки Рисйок, вверх - к перевалу Южный Рисчорр. Тропинка бежала вдоль ручья через красивые заросли кустов, березок и камней. Через 1,5 часа мы с Асланом вышли к подножию перевала. Тропинка извивалась, поднимаясь вверх, местами осыпаясь под ногами. В целом подъем оказался достаточно простым, вот мы уже на перевале, и открывается отличный вид на долину ручья Рисйок

Фотка 27 Вид с перевала Южный Рисчорр

Фотка 28 Аслан на Южном Рисчорре

Фотка 29 Серёга на Южном Рисчорре

На перевале отдохнули, насладились видами, начали спускаться. Спуск проходил по снежнику, поэтому спустились быстро. Оглянулись назад - на пятки, как читатель успел догадаться, опять наступал туман.

Фотка 30 Камни-камни-камни и туман

Впереди нас, за несколькими холмами должно было быть озеро Академическое. Вот мы прошли один холм, другой, пару ручьев

Фотка 31 Горный ручей

Фотка 32 Горный ручей

Каждый новый холм приближает к озеру. Кажется, вот за этим перевалом точно оно, но нет. Опять спуск, а озера нет. Спускаемся к ручью со снежником, переходим ручей. Поднимаемся на самый большой холм, оглядываемся назад и… о чудо! Виднеется озеро. Но туман и погода испортили впечатление. В интернете есть красочные фотки, мы же увидели серый пласт воды.

Фотка 33 Вдали виднеется озеро Академическое

Т.к. погода портилась, решили не возвращаться к озеру, а идти на перевал Академический, навстречу туману, «что там впереди луч надежды или тьма безнадеги»? Вышли на дорогу, которая поднималась вверх. Наверное, на уровне метров 800 мы вошли в густой туман, видимость была 30 метров, дальше белая стена. Кругом только камни, мох и… такие вот цветы

Фотка 34 Камнеломка

Настоящая воля к жизни – даже там где мох отступает, камнеломка растет и даже цветет. Тем временем дорога уперлась в снежник. Впереди белое поле, никаких следов, ничего не видно. Идем по компасу и навигатору в поисках перевала. Идем, петляя, изредка наталкиваясь на отметки тропы (сложенные камни). Вот валяется фантик, вот встретилась резиновая подошва. На снегу попадаются следы. И вот мы вышли к обрыву. Справа вертикальный ледник, слева вертикальный ледник. Между ледниками отвесный обрыв. Кажется, что стоишь на краю света: кругом туман, ветер ревет, противная изморось, температура около 0. Побродив по краю обрыва в поисках спуска, понимаем, что в таком тумане на отвесном обрыве нет возможности увидеть тропинку. В этот момент дважды раздается какой-то громкий писк. Звук имеет явно животное происхождение, но кто на такой высоте может быть? Мы с Асланом переглянулись. В ожидании повторения звуков стоим минут 5, начинаем замерзать. Понимаем, что можно попробовать спуститься в тумане по скользким камням наудачу, но при этом появляются неплохие шансы или познакомиться со спасателями, или узнать правду о загробной жизни. Взвесив все «за» и «против», разворачиваемся и идем назад. В этот раз туман все-таки одолел. Время 16.30, понимаем, что надо бы набраться сил – закидываемся конфетами Коровка. Становится теплее, появляются силы.

На обратном пути туман опустился еще ниже. Количество холмов, кажется, удвоилось. Вечереет, наконец-то вернулись к перевалу Южный Рисчорр. Уставшие и озлобленные мы поднимаемся и спускаемся с перевала по времени вдвое быстрее, чем поднимались на него. Теперь финишная прямая до ночлега. На обратном пути у водопада встречается турист, который спрашивает про перевал Южный Рисчорр. Оказывается, он уже 6 лет на отдых приезжал в Хибины отдыхать.

Под ёлкой (местная камера хранения ) как в новый год находим объекты, забираем оставленные вещи, быстро ставим палатку, ужинаем, заклеиваем образовавшиеся за день мозоли. В планах выспаться и хорошо отдохнуть. Сегодня было пройдено порядка 40 км в горной местности.

5. Восхождение или в логове Тумана 24.07.2015

Как обычно утром прошел мелкий дождь. Встаем часов в 10.00, за завтраком решаем вместо отдыха перейти через перевал Северный Чоргорр, чтобы потом не идти весь день к поезду до ночи. В 12.00 собираемся и выходим, подходим к базе ПСС (поисково-спасательной службы), чтобы узнать, где этот перевал (из-за облачности было невозможно визуально обнаружить перевал человеку, который не видел перевал до этого) и как сложно там перебраться. Кругом ни души, в одном из домов обнаруживаем человека, спрашиваем про перевал – отправляют к владельцу отеля Дмитрию. Находим Дмитрия, он сообщает, что облачность и погода только ухудшатся и вообще лучше никуда не ходить, за дополнительным советом направляет к спасателям. В покосившемся доме обнаруживаем заспанного спасателя, который говорит, что точно не может показать, где перевал и лучше спросить у своих товарищей-походников (???). Про сложность и возможность подняться в такую погоду так же помочь ничем не смог, аргументировав это тем, что ему лазить по горам не надо и неинтересно. Единственное, чем помог спасатель показал, показал, где находится мост через реку Кунийок. За мостом обнаруживаем стоянку туристов, должно быть о них говорил спасатель. Спрашиваем их, как дойти до перевала, получаем набор ответов: «Не знаем», «Сами ищем», «Туда». Переглянувшись с Асланом идём в противоположном направлении и через час попадаем к крутом подножию. По навигатору и тропинке, ведущей вверх мы понимаем – Северный Чоргорр приглашает на вечеринку. По крутой тропинке поднимаемся на четверть высоты, вид на долину Кунийок радует глаз

Фотка 35 Долина реки Кунийок с подножия Северного Чоргорра

На таком перевале грех походникам не сфоткаться 

Фотка 36 Аслан

Фотка 37 Серёга

А в 100 метрах нас уже ждет старый добрый плотный туман, уже виднеется снежник. Взвалив рюкзаки, начинаем подъем. На некоторых участках уклон достигает градусов 60-70. Камни часто осыпаются. Из-за тумана подъем кажется бесконечным. В какую из сторон двигаться непонятно, но вдалеке заметили туристов, которые спускались вниз. У них уточняем направление и двигаемся вперед. Наконец-то выходим на снежник и еще поднимаемся метров 200, но хотя бы не по огромным валунам. И вот мы на вершине. Температура нулевая, идет мелкий дождь, из состояния «Жарко» в состояние «Холодно» на привале перешли минуты за четыре.

Фотка 38 Аслан на вершине Северного Чоргорра

Фотка 39 Серёга на Северном Чоргорре

Спуск оказывается пологим и намного проще. Идем вдоль ручья Маннепакх часа три. Проходим красивейшие места и водопады

Фотка 40 Водопад у ручья Маннепакх

Идем по лесу и, обнаружив приемлемое место для ночлега, разбиваем палатку и готовимся к отдыху. Самый жесткий перевал позади. Пока разбивали лагерь, мимо пробегал бегун, который издалека начал кричать. Оказывается, таким способом он отгонял возможных медведей. Бежал он к Южному Чоргорру налегке. Быстро поужинав, размещаемся в палатке подальше от комаров и начавшегося дождя. Допиваем горячий крепкий чай с конфетами. Настроение прекрасное. С таким настроением ложимся спать, но как обычно сон напуган белой ночью, поэтому долго пытаемся заснуть.

6. «Имандра, привет» 25.07.2015

Наступает последнее утро похода. Понимаем, что к поезда успеваем, поэтому встаем только в 11.00. Подкрепившись завтраком, выдвигаемся в 12.30. Идем вдоль Гольцовки по красивому лесу. С двумя привалами за 2,5 часа проходим оставшиеся 12 км. Впереди знакомый поворот и вот мы видим станцию. Найдя местных жителей (тот еще квест), узнаем, что вокзала нет и перетусоваться до поезда (а это 9 часов ожидания) можно у некой Ядвиги, которая сдает туристам дом. Дома греемся, пьем чай, едим халву, купленную у той же Ядвиги, сушимся у плиты, параллельно смотрим 2 канал. Время тянется медленно, когда никуда не идешь, а сидишь на месте и слушаешь сериалы. Но вот 23.55. Собираемся и идем на поезд. Поезд стоит в Имандре 1 минуту, поэтому стараемся угадать с вагоном. Садимся, оперативно раскладываемся и ложимся спать.

7. Дорога домой или «Туман, пока» 26.07.2015

В поезде на протяжении всего пути одно место пустовало и ничего сверхинтересного не происходило. Разве что понравилась килька, приобретенная всё у той же Ядвиги. Килька как в СССР.

Фотка 41 Вкуснейшая килька по стандартам СССР

Множество красивейших мест можно встретить в Хибинах: горы, водопады, озера, ручьи, леса, долины. И пусть места дики, но это сохраняет первобытность. Посетив эти места, нельзя остаться равнодушным. И если у вас достаточно сил пройтись пешком по – попробуйте посетить эти места, возможно, вам повезет больше, и вы застанете эти места в солнечную погоду. Добраться можно на поезде Москва-Мурманск, сходить на станции Имандра. Путешествуйте, друзья!

Link | Leave a comment | Share

Comments {17}

rjadovoj_rus

from: rjadovoj_rus
date: Aug. 12th, 2015 07:32 pm (UTC)
Link

На следующий год приезжайте походить по Ловозерским тундрам. Посмотрите на Хибины с востока. Прием гарантирую!

from: kmi9
date: Aug. 15th, 2015 11:15 am (UTC)

Спасибо за приглашение!

lifeashate

from: lifeashate
date: Aug. 13th, 2015 05:23 am (UTC)

Отличное путешествие!
Сколько получился весь путь?

from: kmi9
date: Aug. 15th, 2015 11:08 am (UTC)
Link

Да, согласен. У них около 90 км получилось всего.

lifeashate

from: lifeashate
date: Aug. 17th, 2015 04:22 am (UTC)

Молодцы!
Это ведь серьёзный путь, зато впечатлений, наверное, набрались надолго :)

Татьяна

from: tati2705
date: Aug. 18th, 2015 02:43 am (UTC)

Карасивые места.

simplici_us

from: simplici_us
date: Aug. 19th, 2015 02:45 am (UTC)
Link

Красиво. Завидую. В 1995 году чуть не оправился в лыжный поход в Хибины. Хорошо, что не поехал. Собирались ехать дикарем - опыта - ноль. Обязательно бы с нами что-нибудь бы случилось там.

А какая самая высокая отметка там?

from: kmi9
date: Aug. 19th, 2015 07:20 am (UTC)
Link

Да, Хибины очень капризны и непредсказуемы. Ещё и на лыжах. Тяжело, наверное :)

Там не очень высокие горы. На маршруте самая высокая точка - перевал Северный Чоргорр (1А, 985м).

velosi4

from: velosi4
date: Aug. 19th, 2015 01:08 pm (UTC)
Link

Тоже в июле про Хибины думал, но не получилось(

from: kmi9
date: Aug. 19th, 2015 01:12 pm (UTC)
Link

Ну может и к лучшему. В другой раз в солнечную погоду там побываете ;)

velosi4

from: velosi4
date: Aug. 19th, 2015 01:19 pm (UTC)
Link

в солнечный день снимки были бы много краше!
я просто считал июль и август оптимальное время для посещения Хибин

peter314

Классный репортаж и фотографии.

from: peter314
date: Aug. 22nd, 2015 06:41 pm (UTC)
Link

Только странно, что ребята взяли в поход, неопробованные " на берегу" продукты.

Edited at 2015-08-22 06:42 pm (UTC)

oMupe

from: omupe
date: Sep. 2nd, 2015 07:41 am (UTC)
Link

Какие вы молодцы! Места просто изумительные! Поход удался!))))

(Deleted comment)

from: kmi9
date: Oct. 21st, 2015 08:10 am (UTC)
Link

Да всё обыкновенное. Снаряжение на первой фотке - это из другого похода. Это из Крыма. Там спускались в пещеру, поэтому брали с собой обвязочки, верёвочки и иже с ними.

Антон Ахмылов

Хибины это сказка

from: Антон Ахмылов
date: Nov. 16th, 2016 12:10 pm (UTC)
Link

Очень красивый рассказ и потрясающие фото!!!
Был там не однократно!
Вы прошли по многим знакомым местам, а большинство фотографий вызвали просто бездну потрясающих воспоминаний:)

Антон Ахмылов

Re: Хибины это сказка

from: Антон Ахмылов
date: Nov. 16th, 2016 12:11 pm (UTC)
Link

Мы на одной вершине так прикольно застряли, что с краев был виден только туман и отвесный спуск.
Ждали 2 часа пока хоть что-то прояснится, что бы понять куда спускаться:)