?

Log in

No account? Create an account

Ленивая концепция образования от "Новой газеты"

« previous entry | next entry »
Dec. 18th, 2015 | 01:48 pm



На прошлой неделе в газете «Суть времени» вышел хороший разбор новой концепции образования, предложенной нашими либералами «Гуманистическая педагогика: XXI век». Советую прочитать этот разбор. Давайте рассмотрим некоторые её интересные места. На всей концепции я не буду подробно останавливаться, рассмотрю только те идеи, которые мне кажутся особенно важными.

1. Ребенок в мире неопределенности

Авторы документа хотят приспособить ребёнка к миру неопределённости введя неопределённость в сознание ребёнка. Это интересный подход. В рамках подобного подхода для того, чтобы кораблю удержаться во время разбушевавшейся стихии, т.е. в результате увеличения неопределённости, нужно не оставаться крепким и нерушимым, а раствориться в этой стихии, т.е. получается разъединиться на части.

Возвращаясь к обучению ребёнка. Одним из факторов этой неопределённости является множество точек зрения на историю России. Сегодняшние учебники предлагают детям подобный подход. Приводится две точки зрения на некоторое событие в истории (например, точку зрения немецкого командира и русского на какое-либо сражение во время Великой отечественной войны). И ребёнок должен сам выбрать и обосновать правильный. Ведёт это скорее к тому, что история для ребёнка становится тёмным лесом, в котором всё зыбко и непонятно, а не к формированию независимо мыслящей личности.

Подход к обучению истории должен быть противоположным. Необходимо разработать единую историю России, в которой один период не будет противоречить другому. История России в целом должна опираться на положительные явления, на победы и завоевания, хотя и минусы не должны замалчиваться. Только после этого ребёнок сможет восприняв целостный единый подход к истории, соотносить его со всеми фактами и корректировать по необходимости отдельные эпизоды, меняя акценты или оспаривая полученную в школе базу. Но в любом случае, поддержка или критика этой базы будет основана на чём-то твёрдом и, следовательно, тоже обязана быть целостной.

Из вышесказанного следует, что подход, основанный на приспособлении ребёнка к неопределённости, привнесением неопределённости в его сознание является ошибочным и вредным для ребёнка.

2. Школа обучения с увлечением

В данном разделе приведены общие черты школы будущего. Конечно, большинство этих пунктов весьма неплохие. Хочется только добавить одно «но». Сегодня образование находится в очень пагубном состоянии. Реформа необходима. Причём реформа серьёзная. На полную катушку. Необходимо как минимум очистить учебный процесс – как со стороны учителя, так и со стороны ученика – от множества мешающих ему факторов. Нужно провести огромную исследовательскую работу по выявлению этих факторов. Создать разумную единую концепцию образования. И учитывая недостатки начать её приводить в жизнь.

Авторы рассматриваемой концепции, всячески отрицая советский опыт осуществления такого проекта, говорят о неприемлемости различных авторитарных и централизованных на уровне государства методов подобного реформирования. Якобы 40 тыс. школ работающих в рамках одной системы это что-то невозможное. А 16 тысяч солдат шагающие в ногу? А 430 тысяч сотрудников Газпрома работающие в одной компании? Этими вопросами, я хочу сказать, что это очень странный предлог для того, чтобы не делать этой единой системы.

Что же предлагают авторы?

3. Рынок

Основная позиция авторов по способу исправления ситуации – это подход лэсефер, т.е. политика невмешательства сверху в дела школы. Пусть рынок или свободное творчество масс всё сделает само. Нужно только дать всем максимум свободы. Подтверждение этому мы видим в следующих цитатах
«Должны быть очевидные для всех стратегии; одна из них — прямая связь между теми навыками, которые дает человеку школа, и рынками труда.»

«Благодаря неизбежно наступающей эпохе плюрализма, многообразия, вариативности единые подходы сформируются сами. Как это происходит на финансовых рынках, где торгуют сотни тысяч трейдеров, каждый — в рамках собственной стратегии, но по общим правилам. Экономика — пример самоорганизующейся системы.
Другой пример естественной самоорганизации — экосистемы. Такие, как леса средней полосы России. В них не бывает никакой централизации, но каждый элемент соотнесен с другим. В социальной системе взаимное согласование приоритетов, гармонизация стратегий, целей, воль — это дело не управленческой вертикали, а всех участников. Вступив на путь взаимодействия стратегий, они смогут действовать в общих интересах, не разрушая начинания друг друга, а поддерживая их.»


Т.е. вместо того, чтобы создать комиссию, которая бы денно и нощно исследовала текущую ситуацию и создавала план по улучшению образования, учитывая всевозможные сложности. Которая бы занималась воплощением этого плана в жизнь и действительно меняла ситуацию, авторы предлагают отказаться от управления образованием вообще.

- Давайте, - говорят они, - создадим какие-то рамки, сделаем пару рычагов (связь с рынком труда и частными компаниями) и пусть оно всё само меняется и становится хорошим и работоспособным. А мы будем дальше сидеть и заниматься написанием умных концепций.

Какая-то ленивая получается концепция. Такими методами, ничего, кроме как разрушить итак на ладан дышащую систему образования у них не выйдет. Так что надеюсь, этот текст останется лишь текстом и никто не станет нечто подобное воплощать в жизнь.

Link | Leave a comment | Share

Comments {9}

mama_nefeda

(no subject)

from: mama_nefeda
date: Dec. 18th, 2015 12:00 pm (UTC)
Link

о Господи, еще и это
не надо нам таких реформ, хватит с нас гиа и егэ

Reply | Thread

olga_kuksenko

(no subject)

from: olgakuksenko
date: Dec. 18th, 2015 12:01 pm (UTC)
Link

Вредители... в лесном биогеоценозе... Самые трудолюбивые и живучие!

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Dec. 18th, 2015 04:57 pm (UTC)
Link

Человек благодаря организации выше любых вредителей. Просто нынче он находится не в лучшей форме.

Reply | Parent | Thread

olga_kuksenko

(no subject)

from: olgakuksenko
date: Dec. 18th, 2015 05:32 pm (UTC)
Link

И, всё же, надо стараться держаться...
Потому как с него и спрос выше!

Reply | Parent | Thread

full_sid

(no subject)

from: full_sid
date: Dec. 18th, 2015 01:53 pm (UTC)
Link

Да просто всё как дважды два.
Объективные факты плюс патриотизм.

А почему шрифт такой бледный?
От большого ума видимо?

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Dec. 18th, 2015 04:56 pm (UTC)
Link

Чей шрифт? Как он может быть связан с умом? :)

Reply | Parent | Thread

full_sid

(no subject)

from: full_sid
date: Dec. 18th, 2015 05:03 pm (UTC)
Link

В стиле оформления блога.
Не видно же ничего.

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Dec. 18th, 2015 05:46 pm (UTC)
Link

А, вы про тонкие линии шрифта Garamond. Мне так они нравятся. Изящные очень. И очень приятно читать. И курсив красивый. Не знаю, вы первый кто говорит, что оформление плохое.

Reply | Parent | Thread

full_sid

(no subject)

from: full_sid
date: Dec. 18th, 2015 05:51 pm (UTC)
Link

Про серый цвет шрифта.
Если сделать белый, будет вообще прекрасно.

Reply | Parent | Thread