?

Log in

No account? Create an account

Под микроскопом. Асланбек: «Дыханием солнца согретый»

« previous entry | next entry »
Dec. 23rd, 2015 | 10:22 am



Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Мы рады вас снова видеть на
программе «Под микроскопом». Сегодня в центре внимания нашей оптики
очередное стихотворение прославленного поэта, Асланбека. Асланбек
начал писать довольно давно. У него уже огромный опыт. Был он не раз
гостем нашей программы и очень полюбился слушателям. Поэтому мы и
позвали его сегодня к нам… То есть сами пришли к нему… Нет,
встретились… В общем, мы вместе.


Дыханием солнца согретый,
В печи, словно сталь, раскалён до предела,
Сжимает тисками предательски воздух,
И бьет по вискам,
Убивая и душу и тело.
Ты там в вышине, облачившись в доспех самомнения
Сражаешься с тенью,
В надежде добраться до неба,
Где летопись будущих дней
Скрывает ответы
На стрелы вопросов, невидимой пущенных дланью,
И острым клыком, впивающихся в сознание.
Но с каждым движением всё выше,
И ближе к губительной лаве,
Что между тобой и спасением
И крылья железные плавит.
Не в силах расправить,
Их больше не стало.
В бездонную падая пропасть,
Ты дернул кольцо, парашют не раскрылся,
Запутался в стропах,
И в строках
Всплывающих мыслей, упрёков, ошибок - потерян
Весь смысл, и время застыло.
Блуждать в лабиринте иллюзий устав,
Весь мир опостылел,
Пытаешься вспомнить когда
Оступился и где,
А впрочем, не важно.
И лишь бесконечная мучает жажда,
Которая неутолима,
И всё пересохло внутри,
И событий фрагменты проносятся мимо.
Закрываешь глаза, уже скоро..
Просто ждать, до финала считая секунды.
Страх поддался твоим уговорам,
Но не он был зачинщиком бунта,
Что-то глубже, забытое в грудах развалин,
Погребённое в пепле железных окалин,
Наконец отыскало дорогу наружу.
И из комы смертельной разбужен,
Открываешь глаза,
Далеко небеса, но сдаваться нельзя,
Только поздно,
В попытке отчаянной крылья расправить,
Разбиваются крики о стены из правил.
Разбиваясь о воду,
Не уйдя от последней преграды
В океан неизвестности пал,
Но не видно ни рая ни ада.
Невозможно дышать, но не мёртв,
Только жизни не видно,
Чуть слышно молчит тишина.
Остаётся отдаться ей в руки,
И надежда одна:
Может ты дашь ответы на всё,
Глубина?


Итак, что же сегодня нам приготовил достопочтенный мастер пера и слова
Асланбек? Стихотворение «Дыханием солнца согретый». Казалось бы,
такое начало! Так и хочется продолжить «Я шёл в ожидании лета». Но не
тут то было. Стихотворение не из простых. Стихотворение о борьбе, о
нелёгкой доле человека. Оно не отвечает, не проясняет. Оно ставит
вопросы, предельно сложные и важные. Но не будем забегать вперёд.
Наденем нашу уже немного запылённую оптику и будем вчитываться и
вдумываться, вдумываться и вчитываться.

Итак, жар, огонь, кипящая кровь в жилах. И в раскалённом до бела
воздухе мы видим героя, который в небесах облачённый в доспех
самомненья сражается с тенью за некий артефакт. Артефактом этим
является «летопись будущих дней», содержащая ответы на какие-то важные
для героя вопросы. Уже это название содержит в себе море различных
образов и символов. Как и весь контекст в целом.

Мы попадаем в запутанный клубок различных образов, не состыкующихся
друг с другом. Первое – это доспех. Мы видим его зыбкость. Ведь не
может быть крепким доспех сотканный из столь проблематичного
материала. Второе – это тень, с которой сражается герой. Древние
считали, что тень является вторым образом самого себя. И если кто-то
протыкал копьём тень врага, считалось, что скоро враг умрёт. Отсюда мы
можем сделать вывод о том, что герой борется на самом деле с самим
собой. А может быть это и не тень героя. В любом случае это что-то
зыбкое и нечёткое.

При этом герой движется по направлению к губительной лаве которая,
по-видимому, является преградой на пути к спасенью. И это уже второй
образ, с которым приходится сражаться герою, кстати своим этим
движением очень напоминающим известный миф об Икаре. И вот, пока мы
пытались распутать этот сложный узел смыслов, у героя уже плавятся
крылья, он падает в бездонную пропасть, дёргает парашют и… Ничего…
Дёргает ещё раз… И опять ничего! Вместо парашюта вылетает лишь
гениальная тавтограмма, посредством которой мы переносимся в глубины
сознания героя. Или не героя, а уже автора?

Напоминает это полёт Алисы в кроличью нору. Мы летим от перепутанных
мыслей к иллюзорному миру, и видим горечь и уныние, которое охватывает
сознание… Мы летим дальше, воспоминания и ошибки прошлого перемежаются
вопросами о смысле жизни и вот уже постепенно мы возвращаемся к нашему
герою, которого мучает жажда от всех этих вопросов. И видим, что его
уже давно не волнует падение. Он уже настолько погружён в этот мир,
который предстал пред нами на мгновение, что не видит близящегося
конца. Конечно, ведь смысла нет. Ведь вся его борьба оказывается
напрасна…

Он закрывает глаза. В голове звенит от небывалой тишины мыслей… Раз,
два, три… Цифры разносятся гулким эхом… Четыре, пять… И вдруг,
откуда-то издалека, из глубин этой пустоты выскакивает огонёк, и резко
начинает приближаться. Он всё ближе и ближе и уже невозможно смотреть
на него, он обжигает глаза. И глаза сами открываются от нестерпимой
боли. Герой видит, что до поверхности земли остались считанные метры.
Он видит в вышине ту цель, к которой стремился, она всё равно манит
его. Он пробует раскрыть крылья, но… слишком поздно, и он врезается в
гладь океана…

….

Жив? Жив вроде… И вроде даже есть чем дышать. Но это всё. Больше нет
ничего. И вопрос один. Что теперь? Цели не видно. Лишь тьма вокруг. Но
герой не сдался. Он опоздал. Не успел. Но не сдался. Что дальше?

И надежда одна:
Может ты дашь ответы на всё,
Глубина?


Глубина… Образ сильный, чего уж тут говорить. И предельно тёмный.
Глубины человеческой психики исследовали Фрейд, Юнг. Сказать, что они
нашли там нечто страшное, это ничего не сказать. Глубина… Фильм
«Голубая бездна», в которой глубина затягивает Жака, и он уходит на
дно навсегда… Глубина… Фауст бросает вызов Мефистофелю и, бросаясь в
глубину истории, отправляется к Великим матерям в поисках любви… Глубина… этот образ
таит всегда множество загадок, тайн, и всегда в них есть нечто, от
чего хотелось бы предостеречь.

Итак, мы подошли к концу, но это лишь конец стихотворения.
Многогранность смыслов, не даёт нам возможности окончательно задать
все вопросы, которые возникают в этих строках, и уж тем более их
разрешить.

На этой странной и незаконченной мысли мы заканчиваем нашу заочную
беседу с одним из представителей современного символизма, Асланбеком.
И благодарим его за очень интересный разговор.

До будущих встреч! С вами была программа «Под микроскопом».


Link | Leave a comment | Share

Comments {1}

Арсений

(no subject)

from: bluechok
date: Dec. 24th, 2015 11:39 pm (UTC)
Link

необычно, мне понравилось)

Reply | Thread