?

Log in

No account? Create an account

Восстановление образования. Как это делали наши предки?

« previous entry | next entry »
Dec. 28th, 2015 | 10:39 am



Сегодня образование находится в очень пагубном состоянии. У меня много знакомых работает в этой сфере и постоянно слышу то с одной, то с другой стороны об очередных нововведениях, которые по форме должны улучшать учебный процесс, а по сути только его разрушают. Так же было и с концепцией российского образования, опубликованной в Новой газете два месяца назад (я писал о ней раньше). Но одно дело разобраться с тем, что же пагубного несёт очередная концепция, и совсем другое – предложить нечто действительно решающее проблему российского образования.

В 157 номере газеты «Суть времени» от 9 декабря была опубликована статья «Советский опыт восстановления школы». В ней рассматривается опыт, который был получен при восстановлении школьного образования 100 лет назад. Страна находилась в весьма похожем состоянии. Идеологический вакуум, отсутствие чёткого представления о том, какие цели должна школа ставить, о том, какой вообще должен быть человек приводили к появлению различных идей, которые должны были усовершенствовать образование по форме, а по сути, как и сегодня – его разрушали. Поэтому опыт восстановления школы, полученный в 30х годах прошлого века, необходимо изучать не просто так, а с целью в будущем его реально воплощать.

Довольно подробно процесс восстановления школы описан в рассматриваемой статье. Я лишь постараюсь сжато в нескольких пунктах его раскрыть, чтобы было представление о том, какие были сделаны реальные шаги в искомом направлении. Плотность, с которой этот вопрос обсуждается в ЦК и результаты реформы говорят о том, что власти реально взялись за эту проблему, а не «чешут языками».

25 июля 1930г. Принимается постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Его основные пункты:

  1. Ввести повсеместное обучение детей 8-9-10 лет.

  2. Увеличить финансирование образования, в том числе общественными организациями.

  3. Развернуть сеть пединститутов и педтехникумов.

  4. Усилить материальную помощь детям бедноты.

  5. «Рассматривать введение всеобщего обязательного начального обучения как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период»

Уже через год 25 августа 1931г. выходит постановление ЦК «О начальной и средней школе». Приведём кратко его содержание:

  1. Преподавание должно вестись на основе строго определённых и тщательно разработанных программ и учебных планов, по строго установленным расписаниям.


    • Наркомпросам ставится задание «проработки программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний», при этом они должны не изобретать новые программы, а основываться на опыте преподавания самих учителей.

    • Так же им необходимо ввести институт инструкторов, для помощи учителям.


  2. Культпропу – «в месячный срок разработать мероприятия по подготовке кадров для методической работы в органах образования»

  3. Составить в двухмесячный срок план подготовки педагогических кадров.

  4. Освещать вопрос образования в периодических СМИ.

  5. Одновременно вводилось единоначалие в управлении школой, ответственность учителя за качество работы и система поощрения учителей.

Ещё через год 25 августа 1932 года выходит очередное постановление «Об учебных программах в режиме начальной и средней школе». Из названия видно, что в этот раз уже взялись за сами программы и учебные планы.

  1. Программа частично сокращается и перераспределяется в соответствии со знаниями учеников для твёрдого усвоения предметов.

  2. Окончательно закрепляется форма обучения: урок, с определённой группой учащихся.

  3. Упор делается на то, чтобы научить детей самостоятельно учиться, работать с учебником и книгой. Появляются домашние задания.

  4. Введены систематические проверки знаний учащихся.

  5. Запрещены всякие сложные формы учёта и отчётности для учителей.

  6. Реорганизация семилетней школы в десятилетнюю.

12 февраля 1933 года вводятся единые учебники по всем предметам (разработать их к 1 сентября).


Дальнейшая работа по восстановлению образования уже сводится к небольшим правкам, окончательному добиванию различных перегибов раннереволюционного времени. Именно эти преобразования, первые довольно высокие результаты которых дали о себе знать уже к 1935-1937 годам, создали великую русскую школу. Сегодня, несмотря на многолетний процесс разрушения, она ещё стоит на высоком уровне. Наше население по-прежнему довольно неплохо образовано. Поэтому к опыту тех лет необходимо прислушиваться и брать из него всё лучшее.

Конечно, основой успеха стало сильное руководство, которое позволяло обеспечивать скорое и качественное воплощение всех постановлений в жизнь. Сегодня бюрократический аппарат стал неповоротливым и, потому недееспособным. Поэтому возрождение образования напрямую связано с восстановлением дееспособной власти.

Link | Leave a comment | Share

Comments {10}

free_vortex

(no subject)

from: free_vortex
date: Dec. 28th, 2015 08:51 am (UTC)
Link

это все здорово, но как конкретно это поможет в текущей ситуации?

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Dec. 28th, 2015 11:28 am (UTC)
Link

Во-первых необходимо понимать, как это делается по-настоящему, для того, чтобы объяснять тем кто ратует за все эти губительные нововведения.
А во-вторых, нужно по примеру новосибирцев (https://gazeta.eot.su/article/o-zadachah-rvs-po-napravleniyu-obrazovanie) создавать комитеты по образованию во всех регионах страны. Наращивать их политический вес и менять систему.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: Grigorii Kostenchuk
date: Dec. 30th, 2015 05:54 am (UTC)
Link

Не вижу аналогии в текущей ситуации и ситуации 100 лет назад. "Наши предки" создавали систему образования почти с нуля. Сейчас ситуация коренным образом отличается от начала ХХ века.

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Dec. 30th, 2015 08:00 am (UTC)
Link

Ну, во-первых, не с нуля они создавали систему. Были школы в Российской Империи. Строились в большом количестве школы уже в начальный послереволюционный период.

Но была и ложная идея, которую в этих постановлениях ЦК называют "ленинской теорией отмирания школы". Она была похожа на современные теории. Там по сути была та же самая концепция свободы ученика, как и в современных новомодных теориях. В той статье (https://gazeta.eot.su/article/sovetskiy-opyt-vosstanovleniya-shkoly ) описано в кратце, что происходило в школе на тот момент.

И в целом - я не вижу "коренного" отличия. И там и там образование в силу слабости власти и идейной неразберихи разрушается. Шаги, которые были сделаны для восстановления образования все вполне подходящие для того, чтобы их повторять сейчас:
1. Единые учебники
2. Финансирование образования
3. Отказ от сложных форм отчётности
4. Единые программы.
5. Кадры
6. Поддержка СМИ

Всё это те шаги, которые нужно с небольшими поправками делать и сегодня.

Reply | Parent | Thread

Ramine, Reine des souris

(no subject)

from: ramine_rds
date: Jan. 12th, 2016 09:27 am (UTC)
Link

Главное, вновь с идеологией не переборщить.

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 13th, 2016 06:51 am (UTC)
Link

Что значит "с идеологией не переборщить"? Без идеологии не может быть полноценного гражданина. Человек должен понимать чем живёт его страна.

То, о чём вы скорее всего говорите - это мёртвая идеология. Которая на словах есть, а на деле её нет. Тогда конечно, любая её доза будет вредна.

Reply | Parent | Thread

Ramine, Reine des souris

(no subject)

from: ramine_rds
date: Jan. 13th, 2016 06:54 am (UTC)
Link

Без идеологии не может быть полноценного гражданина.
Все с вами ясно, поняла - исчезаю.
Постараюсь более не беспокоить.

Reply | Parent | Thread

Kmi

Пожалуйста, пожалуйста.

from: kmi9
date: Jan. 13th, 2016 08:25 am (UTC)
Link

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Подумайте, только, как можно, не учитывая идеологию, читать, например, Горького, Блока, Алексея Толстого, Платонова, Маяковского.

Как можно слушать 11 симфонию Шостаковича? Или, не понимая, о чём идёт речь 9 симфонию Бетховена. Что останется от этой симфонии, если вычленить из неё Великую французскую революцию?

Картины Петрова-Водкина, Серова, Репина тоже бессмысленно смотреть.

Или, наверное, историю, можно преподавать без идеологии? Наверное, по принципу "Гитлер был псих, а потому напал на СССР".

Это только совсем явное. Если копнуть глубже, то придётся вычесть и Пушкина с его "Другой от нас умчался гений", и Достоевского, и преподавать в школах по книгам Донцовой.

Edited at 2016-01-13 08:25 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

Ramine, Reine des souris

Re: Пожалуйста, пожалуйста.

from: ramine_rds
date: Jan. 13th, 2016 02:58 pm (UTC)
Link

Ах, простите, простите - все время забываю, что в этой стране не "государство для человека", а "человек для государства"...
Еще раз - мои извинения; мои комментарии в вашем LJ были неуместны))
(Witzraor has You, Sir)

Reply | Parent | Thread

Kmi

Re: Пожалуйста, пожалуйста.

from: kmi9
date: Jan. 13th, 2016 03:33 pm (UTC)
Link

При чём тут "человек для государства"?..

Несовершенство нашего мира обязывает каждого человека следить за теми, кто во власти. Иначе начинается воровство, разруха и тд. Это и есть гражданственность.

Reply | Parent | Thread