?

Log in

No account? Create an account

Смех как оружие: Владимир Сорокин

« previous entry | next entry »
Jan. 26th, 2016 | 04:52 pm



Введение

Первым делом для иллюстрации технологии, предложенной Бахтиным, я хочу рассмотреть творчество современного автора Владимира Сорокина.

Почему именно его?

Приведём цитату из учебника для студентов МГУ под редакцией Н.Л. Лейдермана «Поэтика Владимира Сорокина (р. 1955) представляет собой наиболее последовательный пример концептуализма в прозе. Как признается сам Сорокин, для него важна мысль философа Мишеля Фуко о тоталитарности любого дискурса, так как любой дискурс "претендует на власть над человеком. <...> Он гипнотизирует, а иногда - просто парализует".»

Чтобы понять этот текст, разберёмся, что такое дискурс.

Дискурс – это «в современной французской философии постмодернизма — характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты.» Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Т.е. наличие в тексте дискурса, свидетельствует грубо говоря, о том, что это текст О ЧЁМ-ТО. И это «о чём-то» по мнению Мишеля Фуко является тоталитарностью, гипнотизирующей и парализующей.

Сорокин же рассматривает именно соцреалистический дискурс. И занимается его деконструкцией, т.е. разрушением (высвобождением от власти дискурса). Почему именно соцреалистический? Этому есть три основные причины:

  1. Властная – в буквальном, политико-идеологическом смысле – семантика соцреалистического стиля еще абсолютно свежа и актуальна.

  2. В русской культуре нет другого такого стиля, который по самой своей природе в таком чистом, рафинированном, виде представлял бы собой манифестацию всеобъемлющей ВЛАСТИ.

  3. Как утверждает Катерина Кларк, в основе сюжетов соцреализма лежат традиционные мифы и прежде всего мифы инициации.


Чтобы понять, о чём говорит К. Кларк, приведу развёрнутую её цитату, описывающую рассказ «Сергей Андреевич»:

«Выпускники школы в последний раз идут в поход вместе со своим учителем. Ситуация похода в сочетании с окончанием школы соответствует первой фазе инициации - отделению неофита от прежнего, знакомого ему, окружения. В центре - собственно "переход", материализованный в системе наставлений Учителя ученикам. Наставления эти обозначают стандартную для соцреализма иерархию ценностей. В этих стереотипных поучениях четко заданы онтологические (природа - техника - человек), социальные (школа - институт - фабрика) и индивидуальные (величие простого человека) ориентиры соцреалистического дискурса. Одновременно проводится "испытание магического знания", также неотъемлемое от ритуала инициации. Испытание выглядит как простая проверка знаний о звездном небе - но в знаковой системе соцреализма звезды четко соответствуют высоте романтических устремлений. Показательно, что только один ученик, Миша, выдерживает это испытание. Кульминацией рассказа вполне логично становится завершающее "поиск" ритуальное приобщение. Эту роль исполняет натуралистическая сцена экстатического поедания учеником экскрементов своего учителя.»

Эти слова являются ещё одним подтверждением слов Константина Мельника о религиозности советской идеологии. Получается, цель Владимира Сорокина заключается в деконструкции всего религиозного, что было в коммунизме.

В предыдущей статье я указывал, что смех (у Фрейда – остроумие) действует как таран, который пробивает защиту у слушателя, без которой становится проще донести нужные рассказчику смыслы. Так же происходит и в этом рассказе. Мы проникаемся той обстановкой, которую создаёт автор, проникаемся этим мифом. И в кульминации его ждём нечто благое, высшее. Сорокин же сбрасывает нас в мерзостную сцену материально-телесного низа тем самым уничтожая всё, связанное с высоким.

В рассматриваемом произведении есть все основные для Карнавальной культуры Бахтина слагаемые. Перевёрнутый верх и низ, гротеск (как совмещение несовместимого), торжество материально-телесного. И, конечно, борьба с официальной серьёзной культурой (соцреализма). То основное, что больше всего нужно Бахтину. Единственное, в этом произведении нет самого смеха. Но, на мой взгляд, это объясняется в основном тем, что для смешного необходимо остроумие, а его автору не хватает. Владимир Сорокин как заправский инженер, лишь добросовестно воплощает схему (концепт) в жизнь.

Link | Leave a comment | Share

Comments {10}

Андрей Бударов

(no subject)

from: v_r_a_n
date: Jan. 26th, 2016 05:25 pm (UTC)
Link


Судить о религиозности коммунизма по произведениям Сорокина (точнее, по их пересказам) - крайне неординарное решение.
Рассказ «Сергей Андреевич» опубликован в 1998 году. В свете этого факта затруднительно понять, о какой борьбе "с официальной серьёзной культурой (соцреализма)" может идти речь.
Показательно, что при разговоре о концепте "смех как оружие" используется творчество Сорокина, где нет смеха. Очень, очень интересный подход.

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 27th, 2016 10:48 am (UTC)
Link

Я сужу не по "пересказам". А с одной стороны по самим рассказам, в которых всё описанное Катериной Кларк видно невооружённым глазом.

А с другой стороны - по словам Константина Мельника (см. предыдущую статью).

Кстати, вот ещё одна очень интересная её цитата:

"Сталинский роман обычно изображает современные институты и иерархии, но мотивировки, приводящие все конфликты к их разрешению, восходят к традиционному мифу. В этом свете можно понять основные сюжетные элементы типичного соцреалистического романа. Герой сознательно стремится к цели, которая включает в себя социальную интеграцию и коллективность в гораздо большей степени, нежели индивидуальное самоосуществление самого героя <...> Герою в его поиске помогает более старый и более "сознательный" персонаж, который ранее уже успешно проделал такой же поиск <...> Кульминацией романа становится сцена, знаменующая момент перехода как таковой, обряд инкорпорации. Старший осуществляет и представляет свой собственный статус племенного старшинства по отношению к посвящаемому. Как правило, старший будет давать посвящаемому некоторые советы и "инструкции". С этого момента, собственно, начинается ритуал посвящения (incorporation), старший часто вручает неофиту какие-то предметы или символы принадлежности к "племени" - например, знамя, значок или партбилет. В других случаях эти двое могут быть связаны во времени через прикосновение к одному и тому же объекту (как когда Петр дотрагивается до гроба Лефорта в "Петре Первом" А. Толстого)"

>Рассказ «Сергей Андреевич» опубликован в 1998 году. В свете этого факта затруднительно понять, о какой борьбе "с официальной серьёзной культурой (соцреализма)" может идти речь.

Во-первых "официальная серьёзная культура" советского Союза породила соцреализм.
Во-вторых он говорит, что соцреалистический дискурс жив. И поэтому то он его и деконструирует.


По поводу смеха у Сорокина. Некоторые говорят, что они очень сильно смеялись, читая рассказы Сорокина. То, что Владимир Георгиевич деконструирует для меня практически свято, потому мне и не смешно.

Reply | Parent | Thread

Андрей Бударов

(no subject)

from: v_r_a_n
date: Jan. 27th, 2016 01:12 pm (UTC)
Link


Взгляните сами, вы приводите "цитату, описывающую рассказ «Сергей Андреевич»" и делаете из неё вывод: "Эти слова являются ещё одним подтверждением слов Константина Мельника о религиозности советской идеологии". Искать подтверждения религиозности коммунизма в произведениях Сорокина - крайне неординарное решение.

Мельник - ладно. Но можно было сделать отсылку к более солидному источнику. К книге Рыклина, например.
Не выдерживает критики заявление, что Сорокин пользуется наработками Бахтина, несмотря на то, что Бахтин "предложил некоторую технологию по борьбе с идеократическими режимами... посредством смеха", а у Сорокина "нет самого смеха". Да, да, подмена высокого – низким. Но ведь высмеивание же первично, разве нет? Короче, для меня наличие связи между Сорокиным и Бахтиным выглядит неубедительно. Иногда сигара - просто сигара (с).

То, что соцреалистический дискурс для Сорокина жив в 1998 году... Если это правда, то это многое может сказать о Сорокине.

Reply | Parent | Thread

tashegirl

(no subject)

from: tashegirl
date: Jan. 28th, 2016 05:26 pm (UTC)
Link

Спасибо, посты очень интересные. Нужная тема. Актуальная в наше время.
Судя по всему вне критики и решения обесчестить дискурс данный метод не существует. Не несет в себе наполнения как такового. Созидания не несет никакого. Пуст семантически.
Но весьма разрушителен.

Reply | Thread

tamara_pravdina

(no subject)

from: tamarapravdina
date: Feb. 17th, 2016 07:49 pm (UTC)
Link

С Днем Рождения!
Здоровья! Удачи ! Счастья!

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Feb. 18th, 2016 09:31 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

kvyvy

(no subject)

from: kvyvy
date: Feb. 18th, 2016 12:59 am (UTC)
Link

Ну, что-то Сорокин не очень смешон. Вот гротеска у него хоть отбавляй, но именно юмора не сильно у него много, в общем-то.

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Feb. 18th, 2016 09:32 pm (UTC)
Link

Говорят, есть люди, которым очень смешно. Но я с Вами соглашусь. Мне не было смешно, когда я читал. А гротеск - очень точное описание его творчества.

Reply | Parent | Thread

kvyvy

(no subject)

from: kvyvy
date: Feb. 19th, 2016 02:13 am (UTC)
Link

У него, конечно, есть в некоторых местах юмор, в некоторых местах он даже может вызывать веселье. Но в целом его произведения не дают веселого или смешного впечатления.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: korzh18
date: Feb. 28th, 2016 12:45 pm (UTC)
Link

Diskurs это речь. Остроумие нужно сравнивать не с бревном, а, если уж нужно что-то деревянное, с занозой, колючкой или щепой.

Reply | Thread