?

Log in

No account? Create an account

Смех как оружие: фильм «Карнавальная ночь».

« previous entry | next entry »
Jan. 27th, 2016 | 04:57 pm


Предыдущие части:
Введение
Смех как оружие: Владимир Сорокин

Перейдём к следующему произведению. Это всем известный фильм «Карнавальная ночь». Есть или нет в этом фильме непосредственный след концепции Бахтина, сказать точно уже, наверное, не удастся. Хотя название говорит само за себя. Тем не менее мы будем исходить из формулы данной Луначарским:

«Мы полагаем, что во многих случаях литературные произведения вполне сознательно пишутся для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающий мир, на свой класс, на другой класс, на ту или другую избранную или случайную публику, до какой данное произведение может дойти. В тех случаях, когда этого доказать нельзя или когда можно доказать противное, то есть известно, что автор литературного произведения писал его, не имея намерения пропагандировать определенные воззрения, мы должны допустить такое намерение как бессознательное, но все же несомненно существующее

Итак, рассмотрим с точки зрения нашей темы фильм «Карнавальная ночь». Для начала несколько цитат:

  • «Зачем нашим советским людям скрывать своё лицо?»

  • «Доклад серьёзен и мобилизует»

  • «Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь»

  • Идёт разговор о песне Аделоиды Кузьминичной «Одна, совсем одна». Директор замечает, что песня хороша, только нужно добавить в неё слова «Одна, совсем одна... С моим здоровым коллективом».


И так далее. Если рассматривать эти цитаты в отрыве от контекста, то они выглядят довольно правильными. Ну что плохого в ежегодном докладе (даже и на Новом году), в лекции про жизнь на Марсе или в «здоровом коллективе»? Все эти идеи являются идеями, на которых стоит Советское государство. Но вложенные в уста глупого директора, они звучат очень комично.



В чём же основное направление этого комизма? Замещающий директора ДК Огурцов отстаивает позиции серьёзного, официального, взрослого (по мнению автора явно отжившего), противостоящего весёлому народному молодёжному. Это самая главная причина конфликта между директором и ребятами. И она сродни конфликту средневековой официальной церкви и народной карнавальной культуры. Подтверждение важности этого конфликта в фильме состоит уже в том, что слово «серьёзно» или «сурьёзно» в фильме встречается 12 раз.

Что же предлагается взамен этому официозу, взамен идеям на которых ни много ни мало было построено существовавшее на тот момент государство. Да, эти идеи к тому времени остыли и духовная составляющая идеологии перестала развиваться. Но это лишь значит, что необходимо понять и исправить причину, обновив смыслы. Вместо этого в фильме предлагается отбросить всю эту скучную серьёзность и оставить взамен лишь личные индивидуальные чувства и весёлый карнавал. Да, конечно, это праздник. Но мы видим спустя 60 лет к чему это привело в конце концов. Нынешние «весёлые» празднования нового года смотреть невозможно. Такой концентрации пошлости и бессмысленности не встретишь больше нигде. Так же взамен официозу предлагается любовь, которая конечно нужна, но почему взамен всему остальному? Это разные категории.



Мы видим точный пример того, как серьёзность, помещенная в смеховой контекст уничтожается, и происходит это по схеме, которую Бахтин характеризует словом «амбивалентность». Т.е. серьёзное и высшее (коллективное) уничтожается, а взамен предлагается нечто низшее (индивидуальное).

Link | Leave a comment | Share

Comments {7}

klonnn

(no subject)

from: neusolga
date: Jan. 27th, 2016 02:27 pm (UTC)
Link

Смехом человек возвышается над безобразием мира: зло не опасно для него, и он не страдает, не плачет, а смеется☺

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 28th, 2016 10:25 am (UTC)
Link

Приведу расширенную цитату.
"... для того, чтобы смеяться над злом, нужно увидеть его взглядом отстраненным, нужно понять сущность и меру зла, осознать свое превосходство над ним. Смехом человек возвышается над безобразием мира: зло не опасно для него, и он не страдает, не плачет, но смеется."
Титаренко И.Н. Эстетика: Учебное пособие

Когда человек смеётся над злом, да. Именно так всё и есть. Если Рязанов, считает коллективизм, интеллектуализм, социалистические ценности и вообще всё то, над чем он смеётся в фильме злом (и мне то кажется, что так и есть), тогда всё сходится, и весёлые ребята в фильме возвышаются над этим безобразием.

Но я не считаю это злом. А потому говорю, что "серьёзное и высшее (коллективное) уничтожается, а взамен предлагается нечто низшее (индивидуальное)."

Edited at 2016-01-28 10:27 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 28th, 2016 11:32 am (UTC)
Link

Пошлость плодится по методу Мистера Пинча:
"хочешь заработать деньги на искусстве - испорти вкус зрителю"
http://modernlib.ru/books/belyaev_aleksandr_romanovich/chelovek_poteryavshiy_lico/read
Кстати, советую как пособие по теме этот и переделанный позже роман Белява - Тонио Престо как раз использует смех как оружие.
http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/manfound.txt - это мнее удачный переделанный и расширенный вариант романа (первый вариант лучше, имхо)

А Рязанов просто говорил что не надо к подготовке _праздника_ подходить серьёзной рожей.
Не его вина что эту идею возвели в абсолют.

Reply | Parent | Thread

vvdom

(no subject)

from: vvdom
date: Feb. 7th, 2016 04:23 pm (UTC)
Link

На мой взгляд, все еще гораздо хуже: http://www.clumba.su/karnavalnaya-noch/

Reply | Thread

Alvaro

(no subject)

from: alvarorecoba20
date: Feb. 17th, 2016 05:04 pm (UTC)
Link

С днем рождения. Всех благ!

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Feb. 18th, 2016 09:31 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Немецкий товарищ Огурцов.

from: livejournal
date: Dec. 23rd, 2016 06:01 pm (UTC)
Link

Пользователь rouds_minga сослался на вашу запись в своей записи «Немецкий товарищ Огурцов.» в контексте: [...] советской интеллигенции 60-х (и, видимо, всех последующих) – безобразно? Ответ можно почитать здесь [...]

Reply | Thread