?

Log in

No account? Create an account

Смех как оружие: Журнал «Крокодил»

« previous entry | next entry »
Jan. 28th, 2016 | 05:09 pm



Перейдём к заключительной, третьей части примеров. Это пародийные картинки в журнале «Крокодил» времён Перестройки. Т.е. за 1989 год. Я просмотрел все 36 выпусков, выбрал самые подходящие карикатуры и разделил их на три основные темы, в которых карикатуры осмеивают высокое. Это «классика», «советские ценности», «семья и эротика».

Классика

В этом разделе собраны карикатуры, которые относятся к различным классическим произведениям. Сказки, живопись, поэзия. В других разделах есть так же карикатуры, относящиеся к этому разделу и затрагивающие кино и театр.

1. «Алёнушка». Взамен известной картине Васнецова «Алёнушка» представлена пародия, на которой изображена девушка, не грустящая о своём братце, а думающая о ценах на товары потребления. Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.». Получается, что чисто русская печаль девушки времён перестройки состояла в тягостной думе о ценах на ширпотреб.



2. «Емеля на печи». Вторым примером того, как в классические сказочные сюжеты врываются негативные проявления современности является следующая карикатура.
- Ты бы пошёл, Емелюшка, с девками погулял!
- СПИДа боюсь, маманя…



3. «Купание красного коня». Следующая карикатура представляет собой снижение одного из ключевых символов советского периода, картины К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня». Рисунок оставляет очень неприятное ощущение.



4. «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» Следующая карикатура подобным образом, что и предыдущие уже относится к поэзии. Примитивно обыгрываемая двусмысленность слова «Открытие», делает глупо-смешными великие слова Пушкина.



Революционные идеалы

В данной категории мы видим, что из номера в номер, в один и тот же год выходят карикатуры, высмеивающие революционность. Вспомним «Свободу на баррикадах» Эжена Делакруа, или «1905 год» Маневского. Таких картин великое множество. А карикатуры в журнале делают из них пустое место. В них отчётливо сказано: «Вся эта ваша революционность – надуманная глупость, никому не нужная. Бег на месте. Обман».

1.

2.

3.

4. Подобным же образом высмеиваются и другие завоевания. Ведь вымпелы, в которые заворачивается рыба на картинке снизу были даны за какие-то заслуги. А теперь про них в крупнейшем журнале страны говорится циничное: «- Надавали в своё время…»



5. Тоже самое происходит и с памятниками. Как и на предыдущей картинке символ, адресующий к идеальному выхолащивается всё высшее и теперь вымпел является лишь тряпкой, в которую можно завернуть селёдку, а памятник – лишь мостом по которому можно переправиться через обрыв.



6. То, что произошло в целом с революционными идеалами очень хорошо показано на последней карикатуре из данного раздела. Без комментариев.



Семья и эротика

Отдельной темой в очень большом количестве представленной в журнале является тема эротики. Практически в каждом номере есть изображение женщин в полуголом или очень откровенном виде. Сразу вспоминается фраза «В СССР секса нет, в СССР есть любовь», добавим к ней «и семья». Но крокодиловские карикатуры уничтожают и эти основные ценности.

1. Какая может быть семья, если относиться к детям подобным образом:
«- Лучше ты его в детский дом, чем он тебя потом в дом престарелых…»



2. Тоже самое про любовь. Если закрыть в следующей карикатуре нижнюю половину рукой, то покажется, что это добрый рисунок, изображающий влюблённых. Но картина целиком говорит о том, что любви нет, а есть лишь похоть, лишь низменное желание, влечение.



3. «Только так мы сможем вернуть к нам зрителя», говорит режиссёр на следующей карикатуре. И она была бы смешная, если бы не осознание того, что чем дальше от той эпохи великого советского театра, тем чаще видно стремление режиссёров привлечь зрителя чем-то подобным. Кстати, просто раздеванием во время спектакля «Отелло» уже современного зрителя не удивишь.



4. И напоследок приведу карикатуру, которая содержит в себе чрезмерную концентрацию всякой пакости. Тут и эротика в публичном месте, и дети, которые идут её смотреть, и помещённый во всё это гениальный фильм «Чапаев».



Если собрать все ценности, которые высмеиваются в этих и других карикатурах того времени, то кроме них ничего не остаётся. Осмеивается далеко не только советская идеология. Тут же мы видим и семью, любовь, классические произведения, детство, театр, революционные идеалы. Таким образом в ходе Перестройки крупнейшим в стране тиражом выходит журнал, который посредством смеха подрывает основополагающие человеческие ценности. И ничего не предлагает взамен. Т.е. заветы Бахтина по борьбе с официальной серьёзной системой выполняются полностью. Но человек в ходе этого освобождается не от власти коммунистической идеологии, официальной серьёзности или как говорит Сорокин, соцреалистического дискурса, а от всех тех ценностей, на которых строится любая здоровая жизнь человека в обществе. Без них народ превращается в толпу. Толпу без единой цели, без какой-либо организации, и даже без любви. Единственное, что у людей остаётся – это материально-телесное. Деньги, еда, эротика...

Подводя итог этому небольшому исследованию, постараемся обобщить всё вышесказанное. Война с красной религиозностью шла по лекалам, обрисованным уже в наши дни Владимиром Сорокиным. Её не стало. В какой-то момент произошёл подрыв советской идеологии. Выражением этого стал фильм «Карнавальная ночь». Осмеиваются коллективизм, серьёзность, интеллектуализм, мобилизация и тд. А уже в Перестройку происходит подрыв ценностей, которые присущи не советскому человеку, а человеку вообще. И сегодня мы видим, что большинство, находящееся за чертой бедности, уже не может никак организоваться и дать отпор, защитить свои ценности, защитить свои идеалы, потому что идеалов нет.

Link | Leave a comment | Share

Comments {28}

olom1980

(no subject)

from: olom1980
date: Jan. 28th, 2016 03:05 pm (UTC)
Link

было дело

Reply | Thread

Андрей Бударов

(no subject)

from: v_r_a_n
date: Jan. 28th, 2016 04:24 pm (UTC)
Link


А вы никогда не задумывались, что при столкновении высокого и низкого зачастую высокое не опускается? Лишь показывается ничтожность и смехотворность низкого. Нет, вы не думали в этом направлении?

Reply | Thread

zinker_a

(no subject)

from: zinker_a
date: Jan. 28th, 2016 04:42 pm (UTC)
Link

Читал эти номера в средней школе, 1993-1995 годы примерно.
Отношение к прочитанному было примерно как ваше сейчас.

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 10:10 am (UTC)
Link

Это смотря как сталкивать. Вот когда у Горького в "Старухе Изергиль" сталкивается высокое и низкое, то там явно видна ничтожность этого низкого.

Это направление в целой книге рассматривает Бахтин. У него это одна из основ исследования Рабле. И он то понимает, что когда Рабле сталкивает высокое и низкое, то низкое побеждает. И Бахтин этим восхищается из раза в раз. При этом технологически всё совпадает с приведёнными примерами.

А вообще, чтобы нам дальше обсуждать ваш вопрос, нужно понять, что значит "столкновение". Что значит "зачастую". Приведите конкретные примеры.

Reply | Parent | Thread

Андрей Бударов

(no subject)

from: v_r_a_n
date: Jan. 29th, 2016 10:44 am (UTC)
Link


Конкретные примеры - вот же они, выше. Не все карикатуры, но многие. С Алёнушкой, с купанием красного коня, с открытиями и т.д.
Но дальнейшего обсуждения не будет.

Reply | Parent | Thread

Небублик Смаслом

(no subject)

from: sklanskiy
date: Jan. 28th, 2016 06:57 pm (UTC)
Link

Класс. Пиши еще буду раскидывать в контакте.

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 10:11 am (UTC)
Link

Пока на этом всё. Дальше пару слов про Крокодил ещё скажу.

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 28th, 2016 07:44 pm (UTC)
Link

Вообще-то высмеивалась не идеология ,а как раз пороки противоречащие ей.
Вы путаете понятия Юмор и Сатира которые в советском союзе очень сильно различались и никогда не путались.
И да, активно использовались официальной пропагандой.
Вырывая из конекста конечно можно найти какие-то "враждебные символы" в карикатурах "Крокодила",только вот они составляли не отдельный элемент, а зачастую иллюстрацию к фельетону или юморестке, или сатирическому очерку, подчёркивая главную мысль, заостряя внимание зрителя на нужном.
Причём даже сами выпуски "Крокодилов" всегда были тематические.
Учиться у него надо правильной сатире.

Та карикатура на "Купание красного Коня" тогда шла вроде на загрязнение Байкала если не ошибаюсь и была более чем актуальна.
Тема флагов ну вовсе революционность не пародировала. Флаги в СССР - это символы праздников, парадов, торжественных рапортов, пыли в глаза.
Революция - это не флаги это Аврора, матросы-балтийцы, Ленин, броневики и бронепоезда 1-й Мировой, солдаты в шинелях и папахах, гвоздика.
Красные флаги скорее символ коммунизма и советской власти уж.
"Революция это стрельба" пусть и по Зимнему. А флаги - это праздник, парад, их довольно хорошо различали и на бытовом уровне и в оформительском.

"Надоела эротика, показали бы Чапаева" - это ведь тоже совсем не то. Там фельетон рядом, если у вас есть выпуск посмотрите. Довольно забавная история, про то как дети, избалованные доступностью голливудских суперблокбастеров, внезапно запоем смотрели старого доброго "Чапая")

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 11:14 am (UTC)
Link

>Вообще-то высмеивалась не идеология ,а как раз пороки противоречащие ей.

Официально всё это так и было. Да, были пороки, а Крокодил их выискивал и показывал. И считалось, что это сатира, цель которой – улучшение государства. Это так, если что-то предлагается взамен. Взамен бюрократии, взамен «торжественных рапортов и пыли в глаза». Но ничего такого ни всей машиной пропаганды, ни журналом Крокодил не предлагалось.

Во времена становления советской власти, Крокодил тоже громил сатирой пороки общества. Но при этом там в каждом выпуске был позитивный посыл. В выпусках за 89 год его нет.

Да, порой эти карикатуры были иллюстрацией фельетона. А зачастую и не были. Например, в номере про молодёжные субкультуры была иллюстрация с девушкой и парнем смотрящими на звёзды. В рамках этого контекста получается, что это норма для молодёжи?

Какой бы фельетон не сопровождал «Купание красного коня», нужно понимать, что конь на картине – это не просто конь, а символ. Многие критики считали его символом самой России и её будущего красного пути. В рамках этого приведённую иллюстрация к фельетону о загрязнении Байкала можно двумя способами прочитать:

1. На картине Петрова-Водкина это не символ, а просто конь и мы берём эту картину и помещаем коня в грязный водоём от чего тот пачкается. И всё. Тогда получается, что из картины вычищается всё содержание, а остаётся лишь форма, как это и делается в снижающих осмеяниях Рабле.

2. Это символ России, при чём именно его красного пути. И этот символ (из-за загрязнения Байкала ли или из-за чего-то ещё) теперь выглядит вот таким образом. Т.е. вся Россия теперь стала грязной. Вспоминается, «Прощай, немытая Россия». В целом это тоже самое, что запачкать герб СССР, или памятник солдату, погибшему на войне, или портрет.

Флаги – это прежде всего флаги. Это знамёна, с которыми брали Рейхстаг, это флаги, которые несла толпа в революциях (и у нас и в других странах). Это флаги с которыми шли на бой, с которыми умирали.
Другой вопрос, что всё это перестало восприниматься населением серьёзно. Кстати, не без участия той же правящей партии, которая и журнал курировала. И главная цель должна быть – это обновить, не уничтожая. Потому что сами по себе флаги, памятники и другие символы – это важно. А вот отношение к ним – нужно менять и обновлять. Бахтин же в этом случае восклицает, «так давайте и уничтожим всё это отжившее! Не нужно ничего восстанавливать и оживлять. Будем смеяться и хохотать над всем этим. А когда мы это уничтожим, на его место придёт нечто новое, свежее, живое и обновлённое». Эту позицию разделяет и журнал. Так вот уничтожить – уничтожили, а нового ничего не пришло.

По поводу детей и Чапаева. Согласитесь, одно дело – дети, идущие смотреть блокбастер. И совсем другое – дети, идущие смотреть эротику. «Надоели эти блокбастеры. Хоть бы Чапаева показали» – и всё. Ничего смешного от карикатуры не осталось. И когда мы сравниваем в этом контексте блокбастер и Чапаева, то тут всё ясно. Чапаев действительно лучше, просто как такой же художественный фильм и тут всё в порядке. А вот сравнение эротики и Чапаева – невозможно. Потому что эротика адресует к низменному, а Чапаев к высшему. И кто победит, если всё связанное с Чапаевым поносится?


Edited at 2016-01-29 11:15 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 29th, 2016 12:14 pm (UTC)
Link

Я отвечу только на Чапаева, потому что для остального нужно точнее помнить контекст.
Тогда "клубничка" реально задолбала ВСЕХ. Тонны эротики в общем доступе, каждый театр раздевает актёров, видеосалоны в каждом дворе и хозяева банально не зная английского ставят кассету с чем попало.
Можно было пойти на мультик и перед ним посмотреть "эммануэль")
Тут нет особого прицела, это правда того времени - когда старые, "скушные" советские фильмы вдруг стали казаться глотком свежего воздуха.
А потом будет разворот на 180 градусов и по всем каналам начнут нон-стоп крутить "Кавказскую Пленницу")))
И "Чапаев и пустота", который уже плотно связывает командарма и субкультуру.
Вообще анекдоты о Чапаеве существуют с довоенных времён, учитывая что оригинальный фильм-то комедийный, и начали их сочинять как раз чапаевские ветераны, которые помнили что Чапай был не кавалеристом, а пехотным командиром!)
Уж кому-кому а ему девольвация не страшна - он часть молодёжной субкультуры, через которую и действовали силы, меняющие общество. Его образ искажать опасно - слишком он типичный для образа "красного командира", как в положительном, так и в отрицательном смысле.

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 12:56 pm (UTC)
Link

Это вам кажется, что нету прицела. А прицел был. И это явно видно по ВСЕМ направлениям пропаганды.

Сам журнал Крокодил напичкан эротикой.

А то, что Чапаев слишком типичный для образа "красного командира" и его невозможно разрушить - это не проходит главной проверки - практикой. Кто из молодого поколения сейчас знает, что это "красный командир", хотя фамилию Чапаева все знают?

А действовали силы, меняющие общество через все субкультуры, кроме одной - красной.

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 29th, 2016 01:45 pm (UTC)
Link

Эротика начала 90-х - это вообще головная боль. Я даже не знаю, стоит ли назвать её "эротикой" или это уже порно.
Не знаю угар был или расчёт но тогда реально пошел передоз общества обнаженкой.
Кстати это общемировая тенденция - к концу 90-х и за бугром сексуальная революция утихла чтобы начать другой виток в 21-м.

Я всё-таки считаю что вы путаете цель и жертву. На центральные средства информации шла настоящая охота часто к новостям прибавлялись неофициальные слухи организованно распространенные. Те же стишки про Ленина из никому неизвестной "Красной Бурды" - почему-то знали на каждой кухне каждый второй алкоголик.

А Чапаева отлично знают как красного командира, по крайней мере все мои знакомые дети)

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 29th, 2016 03:52 am (UTC)
Link

Вот более правильный пример девальвации революционных символов
http://www.benjamin.ru/humour/burda/0010.html

Вообще, блин...
Была же замечательная штука - "Диктатура совести".
http://ed-glezin.livejournal.com/796927.html
До сих пор из этой постановки многие слоганы живут.

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 10:17 am (UTC)
Link

Чем стихотворение "Когда был Ленин..." более правильной? Тем, что там есть Ленин? Ну и что, про революцию-то ни слова.

Тем более, какая-то "Красная бурда", которую никто не читал. А Крокодил 5-миллионными тиражами выходил.

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 29th, 2016 11:14 am (UTC)
Link

Крокодил проходил сквозь цензуру.
Это такой же орган пропаганды, как и официальные газеты.
Флаг - это не символ революционности, никак.
Вы не там копаете.
Символ государственности, праздника, пафоса, воинской части.
Это ещё с Петра 1 идёт.
У нас ведь большая часть народа военнообязанные. А воинская часть при утере флага - расформировывается. Образ знамени, образ знаменосца - он отнюдь не связывался с революцией, скорее с официальностью, торжественностью.
Причём уважение вбито не только к своему флагу, а к флагам вообще.
Первый ответственный пост пионера - охранять флаг отряда.

А Ленин это реально революционный символ. И правда - настоятельно советую прочитать, а ещё лучше посмотреть запись "Диктатуры Совести". ОЧЕНЬ правильно схвачен момент распада идеологии. Она ещё действует, но уже те лозунги и те образы, которые держали страну вместе, потеряли ценность.
Правда там не особо смешно, скорее горько.

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 11:23 am (UTC)
Link

Т.е. под красными флагами в революцию 1905 года шли военные? А приведённая мной "Свобода на баррикадах" - тоже военная?

Ленин символ русской революции. Красный флаг - символ революции вообще.

А "Диктатуру Совести" посмотрю.

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 29th, 2016 12:21 pm (UTC)
Link

революция 1905-го года - это Красная Пресня. Всеобщая Стачка. Вообще ,как "неудачная" она ж не особо освещалась.

>Красный флаг - символ революции вообще.
Красный ЦВЕТ - символ революции вообще.
Размахивание флагом уже скорее притязание на роль знаменосца, лидера. Почему там труселя из лозунгов)

>А "Диктатуру Совести" посмотрю.
Ленком вообще стоит чаще смотреть, вспоминая эту эпоху...

Reply | Parent | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 12:53 pm (UTC)
Link

И симфонии Шостаковича, посвящённой 1905 году не было? И множества картин, и рассказов Горького, посвящённых этой революции? Освещалась, освещалась. Но не в этом дело.

Красный цвет не может быть символом революции. Не тот масштаб. Символом Любви - да.

Флаг - сошлюсь тупо на википедию. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3

Если красный флаг - просто символ войны, то скажите, вы можете себе представить американскую армию под красным флагом?

Reply | Parent | Thread

terramorpher

(no subject)

from: terramorpher
date: Jan. 29th, 2016 01:51 pm (UTC)
Link

А зачем под красным? Под американским и это тоже воспринималось как пафос, претензия на лидерство. Но уже с противоположным знаком.
Я говорю вам, что был культ флага сам по себе - не только красного но и вообще.
Из этого ритуальное топтание немецких флагов на Красной Площади воспринималось как куда более значимое достижение.
Вы заметьте что цвет флага на двух картинках не указан - художник отлично понимает что важен флаг а не то, какой он.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: baldursgate2
date: Jan. 29th, 2016 07:00 am (UTC)
Link

А можно примерно определить, когда произошел перелом в содержании "Крокодила"? То есть когда в нем начала появляться подобная пакость.

Ведь не всегда же он был "по Бахтину".

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Jan. 29th, 2016 10:04 am (UTC)
Link

Я собираюсь этим заняться. Надеюсь к концу лета я такой анализ Крокодила проведу. Но пока не могу сказать.
Я думаю, после 20 съезда КПСС журнал повернул на этот путь, и потихоньку в нём всё это нарастало.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: baldursgate2
date: Jan. 29th, 2016 07:48 pm (UTC)
Link

Желаю удачи.
Исследование того, как именно разрушали СССР, - дело очень нужное.

Reply | Parent | Thread

Марина

(no subject)

from: abyssal_being
date: Feb. 17th, 2016 06:41 am (UTC)
Link

С днем рождения! Счастья!

Reply | Thread

Kmi

(no subject)

from: kmi9
date: Feb. 18th, 2016 09:30 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

from: marija_vera
date: Feb. 17th, 2016 09:03 pm (UTC)
Link

Счастья!

Reply | Thread

Kmi

Re: С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

from: kmi9
date: Feb. 18th, 2016 09:30 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

tihiomyt

(no subject)

from: tihiomyt
date: Feb. 20th, 2016 03:47 pm (UTC)
Link

Был отличным журналом своего времени

Reply | Thread

moyahataskrayu

(no subject)

from: moyahataskrayu
date: Mar. 10th, 2016 10:05 pm (UTC)
Link

Спасибо за подборку, действительно, идет бесконечная холодная война, в том числе за души жителей бывшего СССР, который стараются представить "совком" со всеми его идеалами.
Вот только по поводу "Карнавальной ночи" позволю себе не согласиться. Мне кажется, там все-таки высмеивали бюрократизм и формализм.

Reply | Thread