?

Log in

No account? Create an account

Квесты. Новый "Эксперимент".

« previous entry | next entry »
Mar. 30th, 2016 | 10:45 pm



В Москве сегодня на пике популярности различные квесты. Если буквально пару лет назад – это были лишь комнаты, в которых нужно решить несколько логических задачек разного уровня сложности или просто найти какой-то предмет, то спустя какое-то время среди них всё больше набирают обороты более сложные квесты, и в том числе хорроры. Поначалу хорроры тоже являлись просто комнатами, в которых темно, а решение головоломок сопровождалось страшными звуками и предметами.

При этом сами квестовые площадки существенно различаются по качеству. В одних встречаются технологичные гаджеты, всё сделано аккуратно, логические задачки хорошо продуманы, и ты погружаешься в отдельный мир, возможно даже почти поверив в то, что выполняешь какую-то важную миссию. В других же всё сделано банально, важные предметы спрятаны где-нибудь за батареей в пыли, а часть приборов вообще не работает. Сразу видно, когда их делают качественно и с душой, а когда их делают просто чтобы заработать денег, экономя на качестве. Я это пишу не для того, чтобы выделить одни квесты, а другие принизить. Нет, дальше я вернусь к тем из квестов, которые экономят на качестве.

Так вот, сегодня многие компании переходят к квестам с актёрами. Ты ходишь по тем же тёмным комнатам, пугаешься различных звуков, а потом открываешь дверь, а там лежит труп, который по ходу действия «оживает» и пугает всех вокруг. Или просто видишь силуэты в проходах, кто-то шумит, кричит и так далее. Есть компании, которые шагнули дальше и устроили интерактивное взаимодействие с актёрами. Теперь уже в некоторых квестах, тебя подгоняет не время, а двигающийся за тобой по пятам маньяк-убийца с бензопилой или чем-то похуже (хотя куда уж хуже, казалось бы).



Или, например, известный «Зомбилэнд»: Тебя с друзьями забрасывают на корабль, где нужно командой ходить и крошить из дробовика зомби, которые ещё и пытаются тебя утащить, кидаются различными предметами и так далее. И таких интерактивов всё больше и больше. Квесты по мотивам известных фильмов или игр с клоунами, маньяками, трупами, привидениями и так далее.

Так вот, недавно общаясь со знакомой, которая побывала на подобном интерактивном квесте (или как сегодня принято их называть – перформансе) меня весьма насторожил её рассказ. Дело в том, что в квестах-хоррорах обычно договариваются о каком-либо знаке, по которому можно выйти из игры. Ты, например, скрещиваешь руки над головой, и игра заканчивается. Так вот она и попала в ту ситуацию, когда оставшись в комнате наедине с двумя маньяками (у одного из которых был электрошокер) и сильно испугавшись, она прибегла к этому способу и скрестила руки над головой, после чего игра не закончилась, а ей просто помогли перейти к следующему этапу. После чего один из организаторов, посмеявшись над ней, сказал с иронией: «Села в угол и скрестила руки над головой! Ну даёт. А если это будет настоящий маньяк, ты так же сделаешь?».

Эти слова меня заставили задуматься, а вдруг и вправду… нет, не настоящий маньяк, а игра перейдёт границу, и актёр заиграется в маньяка, организаторы (те, кто следят за квестом) либо не смогут проникнуть на территорию, где идёт «игра», либо посчитают, что игру стоит продолжить (деньги же уплочены), или просто банально отвлекутся и скрещённые руки над головой действительно не помогут. И это уже было в истории, что очень хорошо показано в фильме «Эксперимент». И всё ведь к этому идёт. Эти слова о настоящих маньяках, настоящий электрошокер для создания атмосферы, связывание игроков, мешки на головах, всё большее и большее стремление нагнести страх. И на всё на это накладывается, наверное, важнейший фактор – та самая экономия на качестве. Плохой актёр, плохая организация, дверь, которую нельзя открыть снаружи, непродуманность сюжета, плохая камера слежения и так далее.



Человек, определённо, может перейти эту грань. Перед ним каждый день находятся люди, которые кричат, становятся беспомощными от страха. Он к этому привыкает, и возможно даже начинает этим наслаждаться. Мне говорят, что в этом нет ничего особенного. Есть огромное множество подобных развлечений, которые могут дать сбой. Например, прыжок с парашютом, ropejumping и вообще любой экстрим. Но на мой взгляд это не совсем так, потому что жертвой становится не только участник игры, но и актёр. Но не хочу здесь вдаваться в подробности, давайте обсудим это в комментариях.

Есть и другая сторона вопроса тоже не менее существенная. В шоковом состоянии, которое вызвано страхом за границы может выйти и сам участник. Ведь состояние аффекта, характеризующееся значительными изменениями сознания, именно потому и уменьшает ответственность, что оно обусловлено нарушением волевого контроля над действиями.

Кстати, вообще с психологической точки зрения этот вид развлечения весьма специфичен. Ведь человек идёт на этот страх в обычной жизни ради чего-то. Пережив страх, он получает нечто соизмеримое с затратами. Например, он спас себе жизнь, или покорил вершину или осуществил полёт с парашютом. Здесь же никакого соизмеримого затратам результата нет, а значит это может сказываться негативно на психике.

В целом, хочу сказать, что если уж и ходить в подобные квесты, то нужно всё же внимательно удостовериться в том, что люди, которые это организуют – адекватные, а само заведение достойное. Что организаторы делают всё качественно, а не на коленке. И хотя бы небольшую долю внимания уделить тому, чтобы игра не переросла в реальность, и чтобы не потерять там свою человечность.

Link | Leave a comment | Share

Comments {0}